Приятно, когда твои статьи находят живой отклик у читателя.  Начав в этом году проект о всемирно известных белорусских ученых, я не думал, что это будет столь интересно хотимчанам. Тем не менее, после выхода каждого очерка, многие говорят спасибо за информацию, предлагают темы для публикаций. Так, например, после выхода последнего очерка о Борисе Ките, озаглавленного «Первый белорус в мире», у меня неоднократно интересовались: «А если отбросить метафоры, кто впервые назвал себя белорусом в аспекте национальности? И считали ли себя белорусами (опять же, в национальном плане) другие герои моих очерков? Или они были выходцами из современных белорусских земель?» Я не историк. И мне, несомненно, льстит, что у меня требуют ответа, как у профессионала. Но я журналист, и апеллировать могу лишь известными всем фактами и гипотезами (тем более, что их огромное количество), не претендуя на конечную истинность моих суждений. Однако, хочу познакомить читателей, интересующихся вышеозначенными вопросами, с версией публициста и писателя, такого же историка-любителя Михаила Голденкова изложенной в его книгах «Утраченная Русь» и «Русь. Другая история». Несмотря на популистский характер, его труды заслужили положительную оценку в Институте истории Национальной академии наук Беларуси.

Этот очерк — не сжатый пересказ Голденкова, а скорее собственные соображения на основе его текстов.

Три в одном

Не станем нырять в глубину веков, в V век нашей эры, когда начинает формироваться славянский этнос. Оставим и легендарные (в коей-то мере даже мифологические) призвание Рюрика на Русь, основание Киева и прочее. Нас это интересует посредственно. Начнем сразу с Х века. Во-первых, потому что к этому времени славянские племена уже окончательно разделились на восточные, западные и южные. Во-вторых, восточные славяне в это время начинают расселяться на Северо-Восточной Руси и ассимилировать финно-угорские и балтские племена. В-третьих, именно в Х веке у всех ветвей славян формируются вполне действующие государственные образования: Чешское княжество, Хорватское королевство, Княжество западных полян, а Киевская Русь с принятием христианства восточного обряда обретает государственную целостность и становится, наряду с географическим понятием, еще и политическим. Последний аспект нас интересует больше всего.

Было ли в то время в Киевской Руси деление (условно говоря) на «русских», «белорусов» и «украинцев»?  Тогда и понятий таких не существовало. Но, скажем, северные племена радимичей и кривичей, проживающие на территории современной Беларуси, в культурном и языковом плане существенно отличались от южных древлян и полян, или вятичей и северян на востоке. Но это различие было родовым и территориальным, а не этническим. Все перечисленные и не перечисленные выше племена можно уже назвать одним народом. Оговорюсь сразу: с большой натяжкой. Однако к XIII веку все различия между славянами, балтами, финно-уграми практически стерлись. Сформировался так называемый «балтский субстрат». И со второй половины XIII века этот субстрат и начинает распадаться на три отдельные ветви, трех будущих восточнославянских народов: великоросов, украинцев и литвинов (белорусов).  Можно даже с большой долей допущения назвать год начала этого разделения — 1240. Этот год богат на важные исторические события. Во-первых, 15 июля на реке Нева новгородское войско под командованием князя Александра Ярославича одерживает сокрушительную победу над шведами, что укрепило и возвеличило влияние Новгорода относительно Киева. Правда, ненадолго. 6 декабря (по другой версии 5 сентября) того же года ордами хана Батыя взят и полностью разрушен Киев. Это событие считается началом татаро-монгольского ига на Руси. И именно в этом же 1240 году литовский князь Миндовг становиться правителем Новогрудка. Начинается формирование Великого Княжества Литовского. А восточные княжества Ростовское, Московское, Новгородское и прочие склоняются под властью Золотой Орды. Не менее важные исторические перипетии происходят на юге в Галицко-Волынском Княжестве. Князь Данила Романович принимает католичество и корону из рук Римского Папы Иннокентия IV и становится королем Руси. Таким образом, на обломках Киевской Руси формируются три новых политических центра. Часть Руси начинает развиваться под тюркским влиянием на востоке, часть – под европейским на западе, часть пытается сохранять независимость на севере. Юг (современная Украина) подвергается набегам и войнам со всех трех сторон. Что привело к его полному разделу. Так и вышло, что в одном общем народе появились три ветви. Три в одном. Это тема для отдельной большой статьи. Мы же сконцентрируемся на событиях в Галицко-Волынском княжестве и ВКЛ. Именно во второй половине XIII века в официальных документах Ватикана появляется термин «Белая Русь». Вернее латинский вариант «Alba Ruthenia» (Альба Рутения) применительно только к Галицко-Волынскому княжеству. Почему Папа Римский так назвал эти земли и что имел в виду, историки гадают и по сей день. «Белая» в смысле «Западная» или «Чистая»? Я утверждать не берусь. Но дело вот в чем. Новоявленный король Руси Даниил понимал, что не всем его подданным пришелся по вкусу его переход в иную веру, предательство памяти предков и подчинение Риму. К слову, в летописи он вошел под характерным прозвищем Данила Охальный. Так вот, этот «охальный» князь во избежание гражданской войны и своего возможного свержения, предложил всем несогласным, как бы сейчас сказали диссидентам, покинуть страну и искать новую родину где угодно. Благо места тогда хватало. Это и произошло: часть галичан во главе с предводителем покинули юг и направились на среднее течение Днепра. Там на слияние с рекой Дубровенкой в 1267 году основали новый город. Предводителем беженцев был князь Лев Могий (Могучий), и город естественно получил название Могилев. Ничего не имею против легенды о Машеке! Не думаю, что город был основан в чистом поле, скорее всего там уже было некое поселение, где и бытовала легенда о мифическом разбойнике. И одно событие просто слилось с другим. Называли ли себя жители Галичина и Волыни белорусами? Не знаю. Но в то время определяющим фактором было место рождения и для Рима, и для Западной Европы в целом, было очевидно, раз Могилев основали выходцы из Альбы Рутении, то и сами земли вокруг него тоже являются Альбой Рутенией. Так, название перекочевало на земли современной Беларуси.

Литвины. Русины. «Тутэйшыя».

Перенесемся на несколько веков вперед. Во времена расцвета Великого Княжества Литовского. Итак, сам термин «литвин» появляется все в той же второй половине XIII века. Но использовался он не для обозначения этнических литовцев (их тогда попросту не было), а для обозначения населения ВКЛ в целом. Не стоит забывать, что продолжают существовать Полоцкое, Туровское и другие княжества, жители которых себя литвинами не называли. Лишь позднее, когда эти княжества вошли в состав ВКЛ, этот термин распространился и на них. Но это еще не национальность!  Вот схожий пример. На территории Восточной Римской Империи со столицей в Константинополе проживала масса народу: славяне, тюрки, евреи, даки, греки, армяне и т.д. И все они называли себя ромеями, то есть римлянами, точнее, хоть неправильно, с точки зрения правил русского языка, римлянцами. Название «Византия» — это термин, придуманный историками в Новейшее время. Современная Румыния (Romania) до сих пор носит это название. «Римляния», так сказать, хотя предки румын — даки. А более 10 императоров Восточной Римской Империи — представители двух династий Ираклийской и Македонской и вовсе были этническими армянами. То же самое касается названия «литвины». Народов много — общее имя одно. Термин «Белоруссия», именно в такой форме, в документальных источниках  Великого Новгорода (Новгородской республики) появляется лишь в конце XVI века. К тридцатым годам XVII века оно закрепляется за обозначением восточных (поднепровских)  земель  ВКЛ. Тогда же появляется и само название населения этих земель — белорусцы. К тому времени ВКЛ уже входит в состав Речи Посполитой наряду с Польским Королевством, и польская шляхта стала этих белорусцев называть русинами.

Так, внутри уже отделившегося и сформировавшегося славянского народа произошло еще одно разделение. К слову, сами русины и литвины (имеются в виду крестьянское и часть городского населения) именовала себя просто «тутэйшыя». То есть живущие тут. Со шляхтой дела обстояли сложнее. Католики именовали себя поляками, православные — русскими, а протестанты и униаты — литвинами. Это впрочем, опять тема для отдельной большой статьи. Нам же важно, что государственным языком Речи Посполитой становится старобелорусский (тогда он просто «русским» назывался), на котором свободно изъяснялось свыше 75% населения независимо от сословия.  Самих белорусов еще нет, а язык уже есть.

Указ Николая I

И вновь сделаем скачок через столетия. После последнего, третьего раздела Речи Посполитой в 1797 году, современные белорусские земли оказались под властью Российской Империи. Но именовались они не Белой Русью, а Литвой. Такое название закрепилось за многие века. Оставим в стороне восстания шляхты, случавшиеся с регулярностью в 2-3 года, против Российской короны. Отметим, что и простые крестьяне не очень радостно восприняли вхождение в состав России. К тому времени они уже осознавали себя как отдельный народ,  а ВКЛ – как свое государство. Волнения среди жителей Северо-Западных губерний, (так официально стали именоваться эти земли), продолжались постоянно. И стали настоящей головной болью для российских императоров. Вспомним хотя бы 40-тысячный корпус Юзефа Понятовского, маршала Франции польского происхождения, состоявший почти полностью из литвинов и русинов, который в составе Наполеоновской армии воевал в Отечественной войне 1812 года. И после войны восстания не прекращались. Подавлялись они жесточайше. Литвины мечтали о независимости. Все это вылилось в знаковое восстание 1830-1831 годов. В истории оно получило название Польского, но боевые действия проходили в Гродненской, Виленской, Брестской губерниях. И воевали там не поляки, а литвины. И не за Польское государство, а за собственный суверенитет. Вспомним стихотворение  Александра Пушкина «Клеветникам России», посвященное этому восстанию:

О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? Волнение

Литвы?

Оставьте: это спор славян

между собою,

Домашний старый спор, уж

взвешенный судьбою

Вопрос, которого не разрешите вы.

К чему я его привел. К тому, что спор Литвы и России — спор славян! Это восстание сыграло определяющую роль в появлении термина «Белоруссия» и его закрепления политически и географически. Николай I понял, что жители Северо-Западных губерний не осознают себя частью некогда единого народа. Не считают русский народ братским. И будут и дальше всячески бороться за независимость. Нужно было радикально и бесповоротно менять… историю. В 1840 году отдельным указом императора Северо-Западные губернии Российской Империи получили новое название — Белоруссия. А жители соответственно белорусы. Названия «Литва» и «литовцы» сохранялись лишь за небольшой балтийской территорией, где проживали курши, жамойты, аукштайты и другие балтские народности. Так Беларусь подарила свою историю современной Литве. Но и названия «Белоруссия» и «белорусы» отнюдь не означали государственную и национальную принадлежность. Это были обозначения географического региона и населения, как, например, Сибирь и сибиряки, Поморье и поморы. Так белорусы обрели имя, но не национальность.

Людьми зваться…

Впрочем, меры Николая I не помогли. Они скорее поспособствовали  национальному сознанию белорусов. Приняв новое имя, они с еще большим ожесточением стали бороться за независимость. Не помогали ни тотальное переписывание истории, ни внедрение русского языка. Нация уже сформировалась. На белорусскую культуру начались гонения. Не стану подробно описывать все перипетии: восстание Калиновского, высылка белорусской интеллигенции в Сибирь. Об этом в контексте биографий великих белорусских ученых я писал ранее. Перейду, наконец, после такого долго повествования  к ответу на поставленные в начале вопросы. Первым человеком, который назвал себя белорусом в национальном отношении, был Франциск Богушевич. Все мы изучали в школе его стихи. Знаем о двух знаковых сборниках «Смык белорусский» и «Дудка белорусская». А вот об этом факте знают немногие. Да, именно Богушевич, находясь в Австро-Венгрии, где и были изданы сборники, сделал такое заявление в 1891 году. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы.

В России к этому отнеслись неоднозначно. Кто-то с ужасом, кто-то и с иронией, кто-то открыто приветствовал. Чтобы было понятно, представьте себе, что кто-нибудь на современном Полесье заявляет на официальном уровне: полешук — это национальность, полесский микроязык — язык народа, Полесье — это отдельная страна. Как бы вы к этому отнеслись? Причем Полесье расположено на территории четырех государств: России, Украины, Белоруссии и Польши. А белорусы жили в границах одного. Несомненно, это сыграло важную роль в националистическом движении. А в воздухе уже витает дух революции, марксистские и прочие левые идеи. Все мы знаем дальнейшие исторические события: три революции, объявление Белорусской Народной Республики, объявление БССР, вхождение ее в состав Советского Союза. И кто бы что не говорил, а мечта всех белорусов, сформулированная Янкой Купалой: «Людьми зваться…», осуществилась только в СССР. Только тогда Беларусь обрела четкие границы, сумела воссоединить разделенный народ, пережить Великую Отечественную войну, восстановить из руин страну.

И, несомненно, все, о ком я писал ранее, считали себя белорусами. Хотя, думаю, каждый и тогда, и сейчас вкладывает в это понятие свой собственный смысл. Главное, чтобы эти идеи вновь не привели к разделению народа, столь долго шедшего к осознанию себя.

Александр АЛЕКСАНДРИН

Print Friendly

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ