В истории христианства, да и всего человечества, нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло людям силы бороться с грехом. По этим причинам воплощение Сына Божия оказалось в самом центре мировых событий, и от него ведется летоисчисление: до и после Рождества Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества.
Что же каждый православный должен знать об этом празднике? Как подготовиться к празднованию Рождества Сына Божиего? Об этом и о многом другом напомнил в беседе отец Павел, настоятель Свято-Покровского храма.

Отец Павел, чем же так значимо Рождение Христа для православных и вообще для всех христиан?
— Перед Рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчеств; даже язычники, бедствуя от безверия и всеобщей распущенности нравов, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились.
То есть все человечество жило ожиданием пришествия в мир Спасителя. И это обещание было исполнено. Поэтому, когда происходит это событие, то есть исполняются все ветхозаветные пророчества, то, конечно же, Рождество Христово становится центральным событием во всей истории человечества.
Иисус Христос родился ночью, когда в Вифлееме и окрестностях его все погружены были в глубокий сон. Не спали только пастухи, которые в поле стерегли вверенное им стадо. К этим скромным людям, трудящимся и обремененным, явился Ангел с радостной вестью о рождении Спасителя мира. Лучезарный свет, окружавший Ангела среди ночного мрака, испугал пастухов. Но Ангел тотчас успокоил их, сказав: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Этими словами Ангел дал понять им истинное назначение Мессии, пришедшего не для одних евреев, но для всех людей, ибо «радость будет всем людям», которые примут Его как Спасителя.
— И как же православным верующим следует подготовиться к этому празднику?
— Во-первых, следует понимать, что это событие важно не только для одного какого-то народа, но и для всех наций мира. Во-вторых, человек, празднующий это великое событие, готовит себя к нему не материально, закупая заранее какие-то продукты или наводя в доме чистоту, а приготавливается духовно.
Перед Рождеством заканчивается пост. И этим постом православные верующие себя и готовят к Рождеству. Мы во время поста очищаем свою душу покаянием и молитвой, осмыслением своей греховной жизни и спрашиваем об этом прощения у Бога. То есть христиане постом себя приготавливают к этому празднику.
Символично так совпало, что с переходом государства на григорианский календарь для православных христиан перед Рождеством Христовым возникает искушение отпраздновать Новый год. Но и тут же за неделю до Рождества во всех православных храмах читается замечательный отрывок из Евангелия, в котором звучит Притча о званных на вечерю: «Некий человек устроил великую вечерю — трапезу и пожелал, чтобы на эту трапезу пришли его друзья. 4 раза он послал слуг своих звать на эту вечерю. Все приглашенные отказались прийти под разными предлогами: один сказал: «Я купил землю, и мне надо посмотреть её, имей мя отреченна». Другой сказал: «Я купил пять пар волов, и мне нужно испытать их». Имей мя отреченна. Третий сказал: «Я женился и не могу прийти». То дела мешают, то покупки, то женитьба. И просили извинить их. Разгневался устроитель вечери и послал приглашать на вечерю всех, кто встретится на улицах и площадях города: и нищих, и бедных, и слепых, и хромых… И заканчивается притча словами Господа: «Много званых, мало же избранных».
Эти слова неслучайно звучат перед событиями Нового года: «Господь зовет нас к таинству причастия и человек делает для себя выбор: или я останусь верным Христу, или отпраздную Новолетие, отойдя от поста. И это действительно испытание — на веру, на прочность, на искренность по отношению к Христу.
— Отец Павел, Новый год уже прошел, но уж коли затронули это событие, пожалуйста, ответьте: мы не должны отмечать этот праздник?
— Христиане по-другому относятся к празднованию Нового года. Они его отмечают благодарением Богу за прожитый год, за то, что мы успели в нем совершить. Если что-то в нем было неудачным, мы призываем помощь Божию в новом году, чтобы Господь помог нам что-то сделать. И также просим Бога о годе грядущем, чтобы Господь благословил его и принес нам радость в совершении тех дел, которые мы намерились совершить, чтобы новый год был урожайным, чтобы он был благополучным во всех отношениях для наших семей.
Вот так в молитве и благодарности Богу и следует встречать православным Новолетие.
Что же касается внешнего празднования: установления елок, украшения зданий, то это делалось и ранее. И назывались такие деревья не новогодними, а рождественскими елками.
— Так как же православным надлежит праздновать Рождество Христово?
— Как я уже сказал, основная часть в приготовлении — это духовная. Трудами поста, молитвой и очищением души, покаянием, Исповедью и Причащением (то есть осмыслением и сожалением о содеянных грехах) мы приготавливаем себя ко встрече со Христом.
Наш дар Богу — это праведная жизнь по заповедям Божьим, послушание Творцу. Господь в Евангелии говорит нам: «Аще любите Мя, соблюдайте заповеди Мои».
Встретить праздник Рождества Христова, конечно же, нужно в храме, за богослужением. Собираются православные в храме накануне вечером и с утра в сам праздник. Мы прославляем и благодарим Господа за Его промысел в человеке. Мы же его и просим о помощи в наших житейских нуждах, и помощи в несении своего жизненного Креста.
Далее идут Святки, или, как раньше говорили, Святые вечера, которые христиане проводить должны за чтением Святого писания и размышлением о том, как сопоставить нашу жизнь с Божественным законом. Это время творить добрые дела. Это может быть посещение больных и одиноких, помощь милостыней нуждающимся.
— Отец Павел, но ведь многие, в том числе и дети, в это время наряжаются и колядуют, соблюдая старинные языческие традиции. Как правильно поступить православному?
– Нужно принять ряженых и выслушать их, и угощение дать. Но в то же время, если в репертуаре что-то не так, рассказать, что есть не языческие песнопения, а православные, и песни, и стихи, восхваляющие Господа, Рождение Христа. Тексты их можно взять и в храмах православных.
— И еще хотелось бы спросить вас о том, можно ли в эти Святые вечера работать, ведь в народе говорят, что работать в такие праздничные дни грех…
— Да, наши предки, христиане, в это время не работали, но и… не проводили за распитием спиртных напитков, какими-то другими греховными увеселениями.
Вечера были долгие, темнело рано и люди много проводили времени за молитвой в храме или дома, за размышлением, за чтением Святого писания.
Обратите внимание, что в монастырях люди, монахи, много молятся, но и много работают. Поэтому, если дома нет неотложных дел, то следует в эти дни помочь нуждающимся. Не будет грехом, например, наколоть дров одинокому пенсионеру или поправить ему изгородь, или убраться в доме у старушки, у которой на это не хватает сил. Добрые дела — это богоугодные дела. Если же просто ничего не делать, не работать, а вместо этого пить алкоголь, проводить время в хаотичных радостях, то это, естественно, не богоугодное дело.
То есть надо понимать, что нужно обыденную работу заместить духовным самосовершенствованием: чтением Писания и творением добрых дел.
— Спасибо, отец Павел, за полезную информацию.
Анна МАВИЧ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ