Вот и наступило 1 сентября. Еще совсем недавно в магазинах царило оживление. Нарасхват шли портфели, ранцы, рюкзаки. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, каким должен быть вес школьного портфеля вместе с его содержимым?

Вес школьных учебников регулируется санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и среднего образования». Этот документ был принят в 2003 г. Так, вес учебника для младших школьников не должен превышать 300 г, для учеников 4-6 классов — 400 г, 7-9 классов — 500 г, для старшеклассников — 600 г (допускается отклонение веса в большую сторону не более чем на 10%).
Более того, для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями.
Масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) согласно санитарным нормам должна предусматриваться не более:
— 1,5 кг для учащихся I-II классов;
— 2 кг для учащихся III-IV классов;
— 2,5 кг для учащихся V-VI классов;
— 3 кг для учащихся VII-VIII классов;
— 3,5 кг для учащихся IX-XI (XII) классов.
На самом же деле «груз знаний» нередко в 1,5 раза превышает норму. Существует еще один простой способ вычислить максимальный вес школьного портфеля вместе с содержимым. Он не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика.
Не стоит забывать, что ребенку в школе нужна еще и сменная обувь, и спортивная форма. Добавьте к этому булочки, бутерброды и фрукты, которые заботливые родители дают детям с собой в школу. Наконец, по-разному весят и сами рюкзаки, портфели, ранцы (кстати, сами по себе они достаточно тяжелые — до 1 кг). Плюс к тому – ребята нередко таскают в школу кто большой пенал, кто разнообразные подставки для книг, кто ноты и альбомы для дополнительных занятий. Какие уж тут 2,5-3 килограмма!..
Особенно вредно носить вместительный ранец на одном ремне через плечо. Могут развиться искривление позвоночника, нарушение осанки. Школьные сумки иногда становятся причиной болей в области шеи, плеч и поясницы. Ношение рюкзака признано более эргономичным. Чтобы осанка не нарушалась, врачи рекомендуют, во-первых, сидеть на уроках прямо, и, во-вторых — стараться носить школьные тяжести не на одном плече, а за спиной.
Хочется верить, что учителям также небезразлично, какой тяжести портфели носят их ученики. Пока дети учатся в начальной школе и находятся все время в одном классе под присмотром одного учителя, ему проще держать этот вопрос на контроле. Когда же начинается «кабинетная» система, возникают проблемы… Что в итоге? Если среди белорусских дошкольников нарушения осанки встречаются в 1,4% случаев, среди учеников младшей школы — в 7,4%, то к восьмому классу этот показатель увеличивается до 12,5%.
Как же быть в том случае если «груз знаний» гораздо больше существующих нормативов? Можно использовать «военные хитрости». Например, ученики, сидящие за одной партой, могут носить только половину необходимых учебников. Скажем, один берет в школу книгу по геометрии, а второй — по литературе. Можно уменьшить вес портфелей и при составлении расписания. Так, предметы, связанные с языками, по которым у детей наибольшее число учебников, рекомендуется распределять по разным дням недели.
Кстати, интересно, имеет ли право учитель наказать школьника неудовлетворительной оценкой за отсутствие на уроке учебника? Нет. Учитель выставляет оценки только за знания. Поставить «неуд» можно за невыполненное задание. Если же у школьника отсутствует учебник или другие школьные принадлежности, педагог пишет замечание в дневник.
Екатерина Кошелева,
помощник врача-гигиениста
отделения гигиены детей
и подростков
УЗ «Хотимский райЦГЭ»

Print Friendly, PDF & Email

2 КОММЕНТАРИИ

  1. А ЕСЛИ ТОВАРИЩ, СИДЯЩИЙ ЗА ОДНОЙ ПАРТОЙ, ЗАБЫВЧИВЫЙ ИЛИ БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ, УЧЕБНИК НЕ ПРИНЁС?! — ТОГДА ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ «СЧИТАТЬ» ВОРОН»!? Я СЧИТАЮ, ЧТО УЧЕНИКИ НЕ ДОЛЖНЫ НОСИТЬ УЧЕБНИКИ В ШКОЛУ, А ТОЛЬКО ТЕТРАДИ, РЕФЕРАТЫ ( «ОТ РУКИ»НАПИСАННЫЙ). ШКОЛЬНИКИ ПРОВОДЯТ ЗА ПАРТОЙ ОТ 4 -Х ДО 6 -ТИ ЧАСОВ ЕЖЕДНЕВНО, А ЭТО СОКРАЩЁННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА. УЧЁБА — ЭТО ТОЖЕ РАБОТА. В ТАКОМ СЛУЧАЕ, ПОЧЕМУ НАРУШАЕТСЯ ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО? ГДЕ «СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО»? А ЕЩЁ, СЕКЦИИ, РЕПЕТИТОРЫ… ВСЕ ЗНАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ И ЗАКРЕПЛЕНЫ НА УРОКАХ УЧИТЕЛЕМ, А НЕ РЕПЕТИТОРОМ!!!!!! ТОГДА И ПОРТФЕЛИ НЕ НУЖНЫ.

  2. В свое время училась у прекрасных педагогов в хорошем классе. Учебники, действительно, носили один на парту. А еще были кружки, секции, конкурсы, репетиторы и т.д. и. т.п. Спустя годы сделала вывод, что все было правильно: времени на алкоголь, наркотики, ранний секс, подвалы не хватало. Насыщенная жизнь позволила получить хорошее образование.
    Интересно, «счастливое детство», — это когда за компьютером по 4-6 часов, или спайс покурить за углом, или когда пять придурков насилуют девочку от безделья.
    Человек такое существо — оно должно быть нагружено (ни секунды свободного времени), иначе всякая дурость в голову лезет.
    Пусть учатся, бегают и прыгают, ходят на кружки (рисуют и лепят), а перед сном книжки читают. Это и есть детство… gamer

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ