Изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» вступили в силу 23 января 2016 года.
Теперь организации и индивидуальные предприниматели получили право обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением необоснованных обращений.
Какие еще нововведения содержит законодательный акт? Расскажет нашим читателям Наталья Хололова, начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома.

— Наталья Петровна, в чем заключаются основные изменения и дополнения в законе?
— Основным нововведением закона является конкретизация работы с электронными обращениями и регламентация порядка и сроков их рассмотрения. Обязанность по рассмотрению электронных обращений возлагается на государственные органы и иные госорганизации. Обращения, поступившие в негосударственные учреждения, рассматриваются по решению руководителя этого учреждения.
Электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи. Вместо личной подписи в нем в обязательном порядке должен быть указан адрес электронной почты заявителя.
Направляться электронные обращения могут на адрес электронной почты или размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в интернете. Таким образом, со вступлением закона в силу на сайтах всех государственных органов и государственных организаций появились соответствующие формы обратной связи. При этом госорганизация обязана ответить только на те электронные обращения, которые направлены на электронную почту или специальную страничку на сайте. На обращения, размещенные на различных форумах и т. д., действие закона не распространяется.
— На сайте Хотимского райисполкома возможность обратиться электронно уже есть?
— Да, конечно. На сайте www.khotimsk.mogilev-region.by есть баннер «Обращение граждан и юридических лиц». Нужно «кликнуть» (нажать) на него. У вас на экране появится нормативно-правовая база, с которой можно познакомиться. Здесь же вкладка: обращения граждан и юридических лиц, кликнув на которую вы получаете сноску — обращения для физических лиц или юридических. Выбираете нужное и заполняете поле. Отправляете нам.
Следует отметить, что текст можно писать на любом языке (русском или белорусском), мы ответим также в электронной форме (если заявитель не попросил в своем обращении ответить ему письменно).
Кроме того, предусмотрены технические возможности закрепления к формам электронных обращений дополнительных документов и (или) сведений: документов, подтверждающих полномочия представителей заявителей, документов о результатах предыдущих рассмотренных обращений и других документов, необходимых для решения обращения граждан.
Также добавлю, что обращения, поступающие на электронный адрес Хотимского райисполкома xotrik@tut.by, к рассмотрению не принимаются.
— Наталья Петровна, какие еще дополнения предусматривает закон?
— Есть еще дополнения, касающиеся личных приемов граждан и представителей юридических лиц. Теперь должностные лица, проводящие приемы, вправе отказать в них, если обращение не относится к компетенции организации; если граждане или представители юрлиц обращаются в неустановленные для приема дни и часы; если заявителям ранее уже был дан исчерпывающий ответ на их вопросы; если с заявителями уже прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
— А что конкретно предусматривает закон о расходах за необоснованные обращения?
— Организации, а также индивидуальные предприниматели теперь, действительно, могут обращаться в суд с целью взыскания расходов с заявителей в случае систематического направления ими необоснованных обращений, а также обращений, в которых содержатся заведомо ложные сведения. Речь идет о трех и более обращениях в течение одного года.
Это, например, транспортные расходы, если требовался выезд на место для изучения проблемы, оплата услуг эксперта и другое.
Такие нормы предусматривает статья 19 Закона.
— Знаю, что нововведения уточняют порядок направления ответов на коллективные обращения…
— Это так. В частности, письменные ответы на коллективные обращения направляются заявителю, указанному первым в списке, либо отправителю обращения, если в отношении заявителя, указанного первым, отсутствует адрес его места жительства (места пребывания), с просьбой проинформировать других заявителей.
— Во вкладке по обращениям граждан на сайте райисполкома заметила, что там есть ответы на наиболее часто поднимаемые вопросы. В частности, разъяснены нормы предоставления жилья в общежитии. Это тоже требования закона?
— Да, это предусматривает п. 7 ст. 25: если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10 обращений), ответы на такие обращения могут размещаться на сайте организации.
Так как в райисполком были обращения по вопросу предоставления комнат в общежитиях района и было принято решение дать разъяснения по данному вопросу в сети интернет.
— Спасибо, Наталья Петровна, за исчерпывающие ответы.
Беседовала Янина МАВИЧ

Print Friendly, PDF & Email

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ