Мало кто знает, что у нас на Хотимщине родился и вырос уникальный...

Мало кто знает, что у нас на Хотимщине родился и вырос уникальный человек, художник-декоратор, художник-постановщик, актёр Александр Самулекин

401
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

17 декабря — День белорусского кино

По традиции этот день празднуют режиссеры, сценаристы, актеры, костюмеры и гримеры, декораторы и хореографы, а также постановщики трюков, операторы, кинокомпозиторы, каскадеры и многие другие работники киноиндустрии. Мало кто знает, что у нас на Хотимщине родился и вырос уникальный человек, художник-декоратор, художник-постановщик, актёр Александр Самулекин. И хоть его творчество было посвящено российскому кинематографу, белорусы по праву могут гордиться своим земляком.  Хотимск.ШК

Однажды, прочитав статью в районной газете об Александре Самулекине, был удивлен тому, что многие известные советские и российские фильмы вышли на экран благодаря нашему земляку. И мне захотелось побольше узнать об этом незаурядном и  талантливом человеке. И вот я уже в деревне Березки, у руководителя школьного музея Владимира Напреенко — интересного человека, педагога, хранителя истории и памяти Березковской земли. Посещая школьный музей, удивляешься количеству материала, собранного Владимиром Сергеевичем о своих земляках. На мой вопрос: «Есть ли информация об Александре Самулекине?» — Владимир Сергеевич показывает на стенд, где размещена фотография и биография Самулекина. Владимир Напреенко поделился известными сведениями и также посоветовал обратиться к родственнице Александра Самулекина — Евгении Кравченко. Через несколько минут меня встретила приветливая женщина. Увидев аккуратно разложенные на столе фотографии, понял, что меня ждет интересный разговор и ценная  информация. Мы привыкаем к тому, что, не выходя из дома, включив интернет, открыв Википедию, становимся обладателями  информации, что само по себе и неплохо. Но шелест фотографий, прочитанное письмо, интересный рассказ, живой разговор, когда переносишься в другое время, другой мир, когда возникает чувство, что то, чем ты интересуешься, где-то рядом, когда все это проходит через  твое сердце и душу — совсем другое дело.

То, что Евгения Сергеевна рассказала об Александре Самулекине, я хочу донести читателю. Родился он в 1930 году в простой крестьянской семье, отец — участник финской кампании, ушел из жизни рано и троих детей, младшим из которых был Александр, воспитывала мать. Александр закончил Березковскую школу. С детства у него проявились задатки художника, и, как подтверждение, Евгения Сергеевна показала  висящие  на стенах  в доме картины, нарисованные Александром, а также его братом Николаем, который был военным, но при этом также проявлял способности к рисованию. Рассматривая эти картины, поражаешься мастерству и таланту Александра Дмитриевича, понимаешь, что он был человеком творчества.

После окончания школы он уехал в Москву к родственникам  и поступил в художественное училище при Мосфильме, закончив, стал художником-постановщиком. Жена Самулекина также была из Хотимского района, из деревни Роскошь, по профессии учитель. Художник-постановщик — это участник творческой группы, работающей над фильмом. Он переводит сценарий режиссера на съемочную площадку, делает декорации, подбирает интерьер. Еще до начала съемок собирает информацию об особенностях того времени и событиях, которым посвящен сценарий. По эскизам и рисункам художника-постановщика воссоздаются улицы, интерьеры для съемок. От мастерства художника–постановщика зависит эмоциональный настрой фильма, а также доверие или недоверие зрителя.

Дебют Александра Самулекина состоялся в 1961 году в составе съемочной группы в качестве художника-декоратора в известном фильме «Девчата». В 1964 году выходит фильм режиссера Алексея Салтыкова  «Председатель», где Александр Самулекин художник-постановщик.  Прообразом главного героя  фильма Егора  Трубникова был известный белорус, председатель колхоза «Рассвет»,  Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда Кирилл Прокофьевич Орловский. По опросу журнала «Советский экран», за работу в этом фильме Михаил Ульянов был признан лучшим актером 1965 года, а фильм становится культовым среди советских зрителей. Из средств, полученных за работу в фильмах,   Александр Дмитриевич помогал своим родственникам. Евгения Сергеевна в это время училась в институте, и в те трудные времена ей, студентке, Александр Дмитриевич помогал материально, о чем она с теплотой вспоминает попрошествии многих лет.

Потом была работа с режиссером  Александром Столпером в фильме «Возмездие», снятого по мотивам  романа К.М. Симонова «Солдатами не рождаются». В этом фильме снимались известные советские актеры: Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Юрий Визбор. Особенно интересной и плодотворной для Александра Дмитриевича была работа  с режиссером и актером  Никитой Михалковым и режиссером, актером и художником Александром Адабашьяном, которых он считал самыми близкими друзьями. Даже усы Самулекин отпустил, подражая своему другу, режиссеру Никите Михалкову, хотя советский, позже российский режиссер моложе Александра Дмитриевича. Более того, он часто бывал в родовом гнезде Михалковых, в доме на Николиной горе. Общался Александр Дмитриевич не только с Никитой Михалковым, но и с его братом Андреем Кончаловским, а также  с  их  отцом Сергеем Михалковым — автором двух гимнов: советского и российского. Во многих фильмах Никиты Михалкова Александр Дмитриевич был художником-постановщиком. Это «Раба-любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Сибирский цирюльник». Фильм «Утомленные солнцем» получил самую известную в мире кинематографическую награду «Оскар». На данный момент эта кинопремия — единственная за полнометражный фильм в России. Александр Самулекин за работу в этом фильме был удостоен Государственной премии РФ, ранее он дважды становился лауреатом государственной премии РСФСР им. братьев  Васильевых.

Чтобы понять, какой самоотдачи и нечеловеческих сил требовала  работа с Никитой Михалковым, приведу одно из высказанных режиссером требований к участникам съемочной группы: если кто-то из группы во время съемок  посмотрел на часы и это увидел Михалков, то для участника группы это был его последний рабочий день. В 1980 году Александр Самулекин выходит за рамки своего амплуа и снимается в качестве актера в фильме известного советского режиссера Сергея Соловьева «Спасатель» в роли сотрудника военкомата. Следует отметить, что в этом фильме вместе с ним на съемочной площадке снимались известнейшие советские актеры Александр Кайдановский, Сергей Шакуров. Этот фильм рассказывает о двух днях из жизни провинциального городка.

В 1986 году А. Самулекин работает у известного режиссера Георгия Данелия в съемках известной комедийной картины в жанре антиутопии  «Кин-дза-дза». Георгий Данелия — режиссер таких известных фильмов как «А я шагаю по Москве», «Афоня». То, что комедия «Кин-дза-дза» появилась в таком виде, есть и заслуга Александра Дмитриевича. Дело в том, что съемки проходили в Туркменистане, сначала они были запланированы на весну, потом были перенесены на лето. Работать приходилось в пустыне Каракумы, где после полудня температура доходила до 60 градусов жары. Из-за требований цензуры сценарий неоднократно переписывался в ходе съемок. Наряды для героев из-за загруженности в то время пошивочного цеха на «Мосфильме» изготавливались съемочной группой вручную. Пепелац — фантастический летательный аппарат, на котором летают герои, «Мосфильм» также отказался делать, и его пришлось мастерить самим. На свалке самолетов была отрезана хвостовая часть самолета Ту-104, из которой и был сделан пепелац. В ходе съемок он был поврежден, и за ночь Самулекин организовал восстановительные работы — и съемки продолжились. «Кин-дза-дза» стала всенародно любимой  комедией и была растащена зрителями на цитаты. Несмотря на постоянную занятость в работе над фильмами, Александр Дмитриевич при жизни часто приезжал на свою малую родину, интересовался проблемами  своих земляков и близких людей, помогал родственникам. И хотя сейчас его уже нет среди нас, но фильмы, снятые с его участием, будут долгие годы радовать зрителей. Для начинающих художников-постановщиков они стали примером и источником вдохновения,  а мы будем  помнить и гордиться нашим известным земляком.

Олег ТКАЧЕВ, директор Хотимского районного историко-краеведческого музея

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ