О каких только профессиях не мечтают дети. Часто не имея о них никакого представления, руководствуясь лишь собственными впечатлениями по фильмам или книгам, они окружают их ореолами загадочности и романтизма. Мальчишки, когда вырастут, мечтают быть космонавтами, пилотами или даже… президентами. Девочки выбирают “красочные” профессии. Хотят быть моделями, актрисами или телеведущими. Видят себя невероятными очаровашками в шикарных вечерних платьях.

С возрастом романтизм выветривается. На смену ему приходит здравый смысл и даже прагматизм.

И вот уже ребята видят себя банкирами, юристами, врачами, водителями или бухгалтерами, учителями или агрономами. Выбирают профессию, оценивая и будущую зарплату, и статусность в обществе, и даже распределение. Даже как-то жаль, что детской наивной мечтательности в этом процессе места нет.

А вот Маргарита Земцова, заместитель директора Бохановского УПК, своей детской мечте не изменила. Как решила во 2-ом классе стать учителем, так и осталась верна своему призванию.

— На выбор в огромной степени повлияла моя первая учительница – Прасковья Ефремовна Авдюшко, — рассказывает Маргарита Николаевна. – Мы ее очень любили, а она – нас. Замечательный педагог. Каждый урок интересен, неповторим. Она умела найти ключик к сердцу каждого. В ней было столько тепла, заботы, что-то невероятно материнское…

И вот семилетняя Рита объявляет дома, что когда вырастет, будет учить детей. Ей даже родители специальную доску купили. Девочка рассаживала кукол и учила их, терпеливо объясняя материал.

— Прасковья Ефремовна никогда не повышала на нас голос. Она искренне любила своих учеников, и учила тому, что детей нужно принимать такими, какие они есть. Шаловливыми, смешными, чуть ленивыми или сверх активными…

Закончив 8 классов, Маргарита объявила родителям: “Еду поступать в Ленино. В педучилище!”.

— Не пытались отговорить?

— Мама говорила о том, что нужно закончить 10 классов, а потом поступать, но я проявила упрямство и не жалею об этом.

После окончания училища, получив профессию учителя начальных классов, еще совсем девчонкой пришла учить малышню в Хотимскую школу-интернат.  Там же отработала 12 лет воспитателем, а после закрытия учреждения, с 2007 года работает в Бохановском УПК.

Маргарита Земцова уверена, что учитель – это призвание, а не профессия. “С детьми приятно работать. Они заражают позитивом. Даже если ты в плохом настроении, проблемы улетучиваются, стоит лишь взглянуть в глаза ребятни, — делится педагог. – С ними словно сам становишься ребенком, окунаясь в атмосферу детства, какой-то беспечности и бесконечной надежды”.

Маргарита Николаевна признается, что, как заместитель директора, больше занимается бумажной работой, но сердцем – в классе.

— Кроме моего первого учителя, большое влияние на формирование меня как личности оказала и мой классный руководитель, учитель биологии Леонтьева Галина Борисовна. Она не только всегда доступно все объясняла, но и применяла нестандартные формы работы: где-то юмор, где-то загадку. Главное, что она всегда была на равных с нами, с детьми. Это, кстати, подтолкнуло меня, когда выбирала специальность для получения высшего образования, к психологии. Уверена, что знание детской психологии, любому педагогу в работе со школьниками не просто необходимо, а незаменимо.

“Знаете, общение с детьми дарит столько радости, что его невозможно заменить. Это и есть главное в работе педагога, — продолжает дальше моя собеседница. – А вот, когда дети не хотят учиться – это огорчает. Любое достижение школьника —  гордость педагога. Как бы высокопарно не прозвучало, но учителя во многом дают путевку в большую жизнь маленьким людям. И нам всегда хочется, чтобы наши ученики были счастливы в жизни, стали профессионалами, достойными людьми, у них была крепкая семья. Это также важно для нас, как и для родителей”.

Маргарита Николаевна с воодушевлением рассказывает о школьниках Бохановского УПК. Педагог уверена, что именно они самые замечательные дети: усердные и трудолюбивые, активные и целеустремленные. Кстати, по итогам минувшего учебного года по успеваемости учеников данного учебно-педагогического комплекса опередили лишь учащиеся СШ №1 Хотимска.

Вообще, педагог уверена, что в детях от природы нет ничего плохого – они светлые создания, души которых наполнены добром, к нему и тянутся. А потому наказывать школьников, используя жесткие методы, кричать на них не просто нельзя, а и бесполезно. “Дети не поймут таких способов донести до них информацию. Зло, оседая в их сердцах, прорастает там и лишь сделает малышей грубыми. А вот добро помогает раскрыться самым лучшим качествам, — уверена М.Н. Земцова. – Дети – это пластилин. Представьте себе, что вам нужно что-то слепить из этого материала. Его нужно вначале размять, подержать в теплых руках, согреть своим дыханием, чтобы он стал мягким и податливым. Только в этом случае он поддастся. Так и дети, не вложишь в них понимание и заботу, терпение и время, не получишь результата”.

— А как же, Маргарита Николаевна, вопрос о престиже современного педагога? Ведь сегодня учителям трудно? – задаю вопрос.

— Учителям во все времена было нелегко. Вспомните, после войны… не было тетрадей, учебников. Учителя давали знания в классах, где занималось по 40 школьников. Разве им было легко? Как я уже говорила, педагог – не профессия, а призвание. Те, у кого не хватает душевных сил, бросают педагогику. И лишь те, кто не представляет своей жизни без детских глаз, без их улыбок, даже без шалостей и глупостей, остаются верными выбранному пути. И таких, истинных учителей, немало. На них и держится современная система образования. А что касается престижа профессии педагога, то, конечно, признаю, что сегодня в этом направлении есть проблема. Но опять же замечу, если Учитель настоящий, то его будут любить и уважать, а еще важно взаимодействие с родителями. В нашей школе мы проводим много мероприятий, в которых участвуют мамы и папы. Это важно и для школьников, и для педагогов, и для родителей. В конце концов, мы все вместе делаем общее дело и хотим одного – счастья для будущих поколений.

Бесспорно, счастлив тот человек, который выбрал правильную профессию. Не ту, что хорошо оплачивается или дает особый престиж в обществе, а ту, что приносит счастье и удовлетворение. Как Маргарита Земцова, что однажды первоклашкой вошла в класс и прикипела душой к школе… навсегда…

Янина МАВИЧ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ