В соответствии со статьей 40 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Порядок внесения и рассмотрения обращений регулируется Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц», а также Указом Президента Республики Беларусь  «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, письменными, устными или электронными. К обращениям относятся предложения, заявления или жалобы. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлениях. Обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней, если не установлен иной срок. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов, руководитель органа, учреждения, организации и предприятия, в которое поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя.

На мой, субъективный взгляд, этим правом, правом обратиться в госорган, в нашей стране пользуются многие и, что самое прискорбное, часто не по делу.

Например, в Хотимский райисполком на 13 марта текущего года поступило 10 обращений граждан, в том числе 5 из вышестоящих структур. Но сколько из них — это реальные проблемы и просьбы?

Вот гражданка М. жалуется на коллегу. Согласитесь, этот вопрос можно решить и без помощи райисполкома. В крайнем случае, привлечь участкового инспектора, если коллега ведет себя некорректно.

Или вот гражданин Г. — направил письмо аж в Администрацию Президента, а в письме… всего одно предложение и то не дописано…

И, надо сказать, все обращения рассмотрены и заявителям даны ответы. Если можно, согласно законодательству, решить вопрос положительно — его всегда решат в пользу человека. Например, в райисполком обратился мужчина К. по вопросу выделения ему земли для ведения личного хозяйства. Нет проблем: выделили.

Но есть среди обращений необоснованные, на решения которых только люди отвлекаются, а по сути… Нет в них «по существу дела».

Например, в райисполком обратился гражданин В. по вопросу оказания услуг по теплоснабжению и произведению перерасчета за жилищно-коммунальные услуги. Если говорить просто: то гражданин жаловался на то, что в квартире холодно, а потому сумму за отопление ему необходимо уменьшить. Жаловался неоднократно сначала в одни инстанции, затем в другие, а потом в райисполком. Что же оказалось на деле? На деле при проверке было выяснено, что температура в его квартире вполне соответствует санитарным нормам (в зале +19,5 0С, в спальне — плюс 20 0С). Кто-то скажет, ведь хочется теплее…

Да, хочется. И для этого люди, обычно, к зиме утепляют окна, если, конечно, не заменили их на стеклопакеты. Гражданин же В. данные работы не произвел, а в кухне у него и вовсе отсутствует первая нить остекления. Вот и жалуйся… Кто в первую очередь виноват? Если отапливать улицу, то в комнатах вряд ли будет комфортно.

Или вот гражданин С. Сначала обратился в службу «одно окно» райисполкома, чтобы его освободили от обязанности уплачивать сбор на государственные расходы по декрету №3. Мужчине даны разъяснения, мол, соберите такие-то документы пишите заявление и комиссия рассмотрит ваше дело. Однако, С. обращается в Администрацию Президента с тем же вопросом. И… получает аналогичный ответ. И что вы думаете? После этого С. обращается в облисполком с «той же песней»…

Спрашивается: зачем неоднократно обращаться в вышестоящие структуры, если в это время можно преспокойно решить свою проблему, обратившись за исполнением соответствующей административной процедуры?

Права человека — это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, места жительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы. Право на жизнь, охрану детства и здоровья, на образование, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в старости, право на участие в культурной жизни… У нас столько прав, что порой, мы забываем об обязанностях.

Нет, я не собираюсь ратовать за отмену права обратиться в государственные органы. Это необходимый элемент защиты интересов белорусов. Но и мы не должны забывать, что также обязаны защищать интересы государства. И… быть самостоятельными, наконец. Государство — не мама. Оно не обязано водить нас за ручку, всю жизнь прикрывая от проблем и невзгод.

Мы — должны соблюдать свои обязанности, не только как граждане, но и как ЛЮДИ. Не убивать, не воровать, не злословить, не завидовать… Долг и обязанности человека неотчуждаемы и неотъемлемы от прав.

Каждый человек обязан уважать права и свободы, законные интересы других лиц и не нарушать их. Злоупотребление правом запрещается. Каждый человек обязан платить законно установленные налоги и сборы. Забота о своих близких родственниках является долгом и обязанностью каждого человека. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное наследие Беларуси. Труд является долгом каждого человека. Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни, заниматься формированием своей духовной культуры, наконец  — это тоже долг каждого человека.

И тогда, если и нужно будет обратиться в госорганы, то это, наверняка, будет «по существу дела».

Анна МАВИЧ

Print Friendly, PDF & Email

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ