Изучая мифологию славянских народов, сложно найти более противоречивые образы, чем образы козы (козла) и овцы (барана). В различных источниках они характеризуют диаметрально противоположные символы. А хозяевами будущего года, согласно китайскому гороскопу, являются именно эти животные. И тут нужно четко уяснить одну особенность: образы Козы, Барана и Овцы у философов Древнего Китая имели практически идентичные черты, эти животные взаимозаменяемы. Фактически речь идет о травоядном — а значит, мирном существе. Тотем Козы-Барана-Овцы отличается щедростью, искренностью и отзывчивостью, а также мощным материнским инстинктом, привязанностью к своей родовой линии. Речь идет о стадных животных, которые сильны лишь в группе, отсюда — базис образа, говорящий о родовой традиции и культуре. Одним словом, для китайца козёл животное со всех сторон положительное. А вот в нашей славянской культуре все далеко не так однозначно. Сам факт того, что тотема козы (овцы) нет в славянском тотемном календаре, а там аж целых 16 животных, говорит о многом.

С образом козы связаны многочисленные шутки, страшилки, пословицы и поговорки. Но вот о том, как они появились, знают немногие. А истории довольно любопытные. » Идет коза рогатая за малыми ребятами…» — выражение, которым в
шутку пугают маленьких детей, приближая при этом два движущихся расставленных пальца наподобие козьих рогов. Но коза, собственно, тут ни при чем! Изначально эта страшилка звучала так: «Идет казара рогатая…» и дальше по тексту. Казара — это сводное название харазских кочевых народов, которые совершали постоянные набеги на русские земли. Их шлемы украшались рогами, и не всегда козьими. Отсюда и сравнение. Позднее этот образ рогатого врага сменил образ Змея-Тугарина ( от имени половецкого хана Тугаркана). И «казару» по созвучию переделали в козу. Еще больше досталось козе в другой поговорке. Лупить, как Сидорову козу, обещают родители нерадивому чаду. Это стало символом жесткого, но справедливого и заслуженного наказания. А в чем же провинилась бедная коза Сидора? А ни в чем. Согласно одной версии, личное имя Сидор носило у наших предков нарицательный характер. Так называли зажиточных крестьян, снабжавших провиантом дружину князя, а позднее царских стрельцов во времена Ивана Грозного и опричников. Они занимали привилегированное положение и освобождались от всех видов телесных наказаний. И наказывали за провинности «сидора» его скот. Исторический факт! За хозяина били (лупили) коз. Так, что выражение имело изначально противоположный смысл — незаслуженной кары, за проступки другого человека.
Козёл – животное очень символичное — оно ярко отражено в народном творчестве. Издревле дьявола представляли именно в образе козла, в то же самое время овцы всегда были созданьями божьими (агнцами).
Вообще, козы и овцы — очень близкие друг другу животные, но если козы живые, умные, инициативные, сообразительные, то овцы тупые, безынициативные, глупые. Вот такой парадокс.
Слово «козёл» по отношению к людям употребляется в ругательном оттенке, так исторически сложилось. Почему именно, сейчас сказать сложно. Но в то же время, ряд ругательств «козёл» вполне имеет логическое объяснение.
Если «бараном» часто называют тупого мужика, то «козлом» называют, наоборот, инициативного, но делающего что-нибудь не то.
То есть «козёл» – это человек, делающий, по мнению большинства то, от чего другим становится только хуже, а пользу получает кто-то ещё, какой-то «враг».
А повелось это вот откуда.
Раньше овец вели на бойню отарой. Овец было много, каждую из них к мяснику не загонишь. И вот стояла такая отара перед бойней и никуда не шла. Как сотни овец всё же завести в цех?
Выход был очень прост: использовали козла.
Год КозыУ овец нет лидеров — бараны так- же абсолютно безынициативны. И тогда на помощь мясникам приходил специально обученный козёл. Он шёл в отару и призывал овец и баранов идти за собой, после чего заводил их на бойню, где они попадали под нож мясника. Козёл же получал свою порцию лакомства за этот труд.
В бухгалтерских документах мясокомбинатов такие козлы числились, как «козёл-провокатор».
И вместе с тем, Коза в народных обрядах является символом и стимулятором плодородия, богатства. С плодовитостью козы связана её эротическая символика: в белорусских и польских песнях присутствуют мотивы ухаживаний волка за Козой, их брака, а съеденная волком коза символизирует доставшуюся жениху невесту. В Нижегородской губернии в конце XIX века во время проводов весны ряженый «козел» бегал за девушками и лягал женщин.
Белорусы считали, что козу сотворил чёрт, и потому внешне похожа на него. Украинцы также считали козу чёртовым твореньем, и если её покропить освящённой водой, то она сразу же «пропадает». У коз короткие хвосты, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты.
В то же время коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся злыдни (это злые домашние духи). По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре. От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову. По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Если же сглазили корову и она даёт плохой удой, следовало завести козу и смешивать коровье молоко с козьим – это отвращало сглаз.
Весьма сложные отношения с «козой», как символическим (сакральным) животном сложились и у других народов. В древнегреческой мифологии необычайно богатой и красочной, нашлось место и для козы, и для козла. Образ козы Амалфеи, вскормившей младенца Зевса своим молоком, ассоциируется не только с материнской заботливостью, но и с изобилием, поскольку именно ее чудесный poг, согласно одному из вариантов мифа, является легендарным Poгoм Изобилия.
В козлином облике щеголял похотливый Пан — бог-покровитель стад, лесов и полей. Свиту Пана составляли козлоногие и рогатые сатиры, столь же сладострастные, как и их патрон.
У семитов козел отпущения — символ искупления чужих грехов. Ежегодно в День Очищения жрецы совершали торжественный молебен и символически возлагали на козла все гpeховные дела, совершенные за истекший год людьми, после чего отводили козла отпущения в пустыню и оставляли его там в качестве жертвы Азазелу — злобному дeмону пустыни.
В астрологии вместо слова «козел» употребляется более благозвучное — «козерог». Внешность козерога также несколько облагорожена — вместо козлиного зада у него спиралевидный рыбий хвост. Козерог — один из 12 знаков зодиака, отвечающий за период с 28 декабря по 21 января. Козерог, он же третий Дом земли, числится под управлением планеты Сатурн. Главными качествами людей, рожденных под знаком Козерога, астрологи называют амбициозность, воинственность, энергичность, напористость, неординарность и эксцентричность. Максимализм, присущий людям – «козерогам», делает из них либо религиозных фанатиков, либо воинствующих атеистов. Они чрезвычайно трудолюбивы, очень дорожат свободой и обладают удивительной способностью нaживать себе кучу вpaгoв и массу проблем.
В общем, не так-то проста коза-дереза. И как воспринимать ее — символом плодородия и изобилия или чертовым животным, решать каждому. Тут дело личное. Но вот только валить на нее все неудачи, провалы и промахи будущего года не стоит однозначно.
Алесь Лесин

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ