Помните фильм «Доживем до понедельника»… «Счастье — это когда тебя понимают…» Фраза стала крылатой…

Наверное, каждый из нас задумывался над тем, что же такое счастье. Это вечный вопрос, терзающий душу людей. Если опросить сто человек, в чем они находят счастье, поверьте, будет сто разных ответов.

Еще несколько столетий назад мудрецы утверждали, что человека счастливым делает согласие с самим собой и ощущение полной гармонии. Нужно учиться слушать свое тело и свой разум. Понять, что нужно для ощущения счастья именно тебе — вот истинный смысл жизни. Не нужно жить с напрасными надеждами и мечтаниями. Счастливый человек всегда спокоен, он может здраво оценивать свои проблемы и неприятности, не зацикливается на них. Заботы и все страхи для счастливого человека — это не проблема, он ценит каждую прожитую минуту, наслаждается красотой окружающего мира.

Мне довелось пообщаться с таким человеком, который честно признался: «Я — счастлив!»

Кто он? Немного потерпите.

Когда вы смотрите на ребенка, можете ли сразу сказать, будет ли он успешным человеком в жизни? Кем он станет? Как реализует себя, как личность?

Наверное, и родители, и педагоги, глядя на школьника Сашу, могли прогнозировать, что неусидчивый, целеустремленный интеллектуал свяжет свою жизнь с гуманитарной наукой.

Ну, все, больше терзать вас не стану: знакомьтесь, молодой ученый-историк, педагог, музыкант и просто неординарная личность — Александр Прудников.

Еще в школе Александр увлекался историей. Заложила основы эрудиции его мама. «Она работала библиотекарем, — рассказал А.А. Прудников. — Я часто бывал у нее и много читал. Читал разную литературу: познавательную, научную… И к 9 классу, когда передо мной встал выбор, ехать на областную олимпиаду по географии или истории, выбрал историю. С тех пор с ней не расстаюсь».

Закончив вуз, магистратуру, Александр свои научные изыскания не оставил. Сегодня он работает над  кандидатской, которая связана с историей белорусских городов ХVI-ХVII вв. «Вообще, изначально, меня интересовала эпоха реформации, то так, почти случайно, переключился на церковные города», — поделился молодой историк. Кстати, Александр в 2015 году издал свою монографию.

Но это лишь одна стезя моего героя. Кроме научных изысканий и непосредственной педагогической работы в одной из минских школ, Александр Александрович создал свою студию польского языка.

— Как так? — не смогла не поинтересоваться.

— Понимаете, наша белорусская история тесно взаимосвязана с польской. Невозможно изучать Великое Княжество Литовское или историю Речи Посполитой, не владея польским, ведь делопроизводство этих государств велось на польском. Чтобы работать в архивах с историческими документами или работами современных коллег-историков, пришлось учить язык. И мне понравилось, — признался наш земляк.

Дальше были учеба в польском институте (кстати, Александр вошел в число лучших студентов).

— Потом друзья стали просить помочь и им с польским, — повествует дальше ученый. — Вначале просто помогал. А впоследствии стал преподавать, появилась студия.

Сегодня студия Александра — это не просто школа иностранного языка. И сам А. Прудников, его коллеги активно сотрудничают и с фестивалями (например, являлись официальными партнерами кинофестиваля «Лістапад», переводили польские фильмы), и с консульством Польши, и с деловыми кругами страны-соседки: помогают с переводами. Оказывается, знание польского сегодня — тренд.

Но при этом историк не оставляет непосредственно научную деятельность. Признается:  «Очень люблю работать в архивах. Даже запах этой старины мне нравится». Изыскания Александр проводит огромные: встречи с коллегами из Польши, Литвы и Германии, работа в исторических архивах этих стран, поиск истины не останавливается никогда.

— Историю очень важно изучать, — уверен мой собеседник. — Не зная истории, процессов лет минувших, невозможно правильно оценить то, что происходит сейчас. Ведь все взаимосвязано. Не нужно изобретать велосипед, нужно лишь понять свое прошлое и тогда будущее станет ясным. Ведь даже в библии написано: «Спросите у древних…»

— Вы и в школе ребятам прививаете такое понятие?

— Естественно. Конечно, не все мои ученики увлечены историей, но даже выпускники иногда приходят или звонят, чтобы обсудить какое-то событие или информацию. Как педагог-историк, вижу свою задачу в том, чтобы научить ребят думать, анализировать, прогнозировать…

Кстати, Александр не скрывает, что в его работе педагога заработная плата играет далеко не ведущую роль. Главное — дать детям знания.

И это еще не все… Александр увлекается музыкой. Вместе со своими учениками, например, организовывает благотворительные концерты.

— Как вы все успеваете? — удивляюсь.

— Признаюсь сложно. Я все время в движении. Но я — счастлив. Любое дело, которым я занимаюсь, люблю. И исторические изыскания, и работа с польским языком, и моя педагогическая деятельность — все приносит мне удовлетворение. Жизнь должна быть динамичной. Тогда не просто не скучно. Тогда ты саморазвиваешься. Мне сложно ничего не делать: не умею я просто лежать на диване. К тому же, надо понимать, для того, чтобы ездить в ту же Польшу и работать с документами — нужны деньги; снимать квартиру — нужны деньги. Чтобы были деньги, нужно много работать. Это аксиома, — уверен Александр Александрович.

Даже отдыхать А. Прудников не умеет, полностью расслабляясь. Вот, совершая автомобильную поездку с друзьями в Албанию, попутно делал наработки для телевидения.

Но и круговорот…

— А историей Хотимска заняться не планируете?

— Пока нет, хотя в беседе с одним из моих коллег, который занимается историей приграничья ВКЛ и Княжества Московского, я обсуждал тему моей малой родины. На сегодняшний момент эпоха, с которой работаю я, не совпадает с историей Хотимска. Современный Хотимск появился на карте немного позже. Но не зарекаюсь, что когда-нибудь вернусь к этой теме и займусь ей вплотную.

Вообще, когда начал непосредственно работать с историками Польши, да и просто общаться с поляками, с большим сожалением понял, что они большие патриоты, чем мы, белорусы. Они не просто знают историю своей страны, они зачастую нашу историю знают куда лучше нас самих. Это, признаюсь, стимулирует к еще большим изысканиям.

— Наука отнимает много времени, сил…

— Но я не жалею о том, что веду такой активный образ жизни. Ребятам, которые хотят заниматься какой-либо научной деятельностью, неважно будет это гуманитарное направление или техническое, хочется  посоветовать набраться терпения. Наука — это не та сфера, где результат виден здесь и сейчас, это тяжелый, кропотливый труд. И денег этот труд не приносит, а потому нужна особая влюбленность в научно-поисковую  деятельность. И главное, и важное, это понимать, что работа это на перспективу, для потомков.

Мы долго беседовали с Александром. О нашей Хотимщине, о молодом поколении, об истории и жизни, вообще. И знаете, остался какой-то странный осадок из смеси восхищения и легкой зависти…

Мы много говорим о том, что современная молодежь полна материализма и лени. Мне же кажется, что именно такие люди, как Александр, и есть символ современности: невероятно эрудированные, целеустремленные, активные и креативные. Они словно хотят охватить весь земной шар. Добиваются всего, чего хотят. Хотя, конечно же, добиваются тяжелым трудом.

Он яркий пример молодым хотимчанам — вот смотрите, неважно, где ты родился, важно, чего и какими путями ты хочешь добиться от жизни. Можно уповать на тяжелую долю, а можно ставить цели и достигать их.

Анна МАВИЧ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ