Если расставить всех учеников Ольги Каянович, учителя по классу баяна Хотимской Детской школы искусств вдоль улицы, например, Ленинской, то вряд ли они все поместятся: придется потесниться. Среди них и те, кто по примеру педагога и призванию души, связал свою жизнь с музыкой, как Раиса Рафеенко, Наталья Ковалева и Станислав Хайновский, так и те, кто выбрал профессию, и вовсе не связанную с ней, но умение играть на баяне вовсе не стало для них лишним багажом. Нет-нет, да и достанут инструмент, чтобы порадовать родных и близких приятной мелодией.
Ольга Иосифовна, как сама призналась, в детстве и не мечтала стать педагогом музыкального искусства. Но сегодня благодарна родителям, в частности, маме, которая настояла на обучении в музыкальной школе. Кстати, музыкальную школу окончили и братья О.И. Каянович.
— Когда пришла в музыкальную школу у меня не было особого влечения к инструменту, но сейчас без баяна, без музыки своей жизни не представляю, — признается моя героиня. — И в сложные моменты, и в радостные музыка всегда рядом. Часами могу играть, — делится Ольга Иосифовна.
Сегодня — она опытный, мудрый учитель, а в 1974 году, юная бобруйчанка, попавшая по распределению в Хотимский район, с трудом представляла, как она будет преподавать нотную грамоту малышам. Но время шло, вместе с практикой приходили новые навыки. Ведь вы признайтесь себе — одно дело уметь, а совсем другое научить этому других, тем более непоседливых ребятишек.
— Не случайно, игре на музыкальном инструменте обучают индивидуально, ведь ребенку нужно не просто научиться, нужно прочувствовать инструмент. И неважно — баян это или рояль, цимбалы или флейта, — уверена педагог.
И Ольга Каянович тут же подтверждает свои слова, взяв в руки баян. И вот уже льется залихватская народная песня, а затем вдруг «заплачет» инструмент и совсем воздушная слышится мелодия, которая переходит в сложные аккорды классического мотива.
В этот момент, лично я, впервые, замечаю, а баян-то — инструмент непростой. Он словно одно целое с исполнителем. И музыкант двигается в такт звуков, то откинется назад — и звучит легкая летящая мелодия, то, будто бы, сгибается под тяжестью — и инструмент рождает тяжелые мотивы, и слышится в них гром и молния.
— Действительно, баян — инструмент многогранный, — подтвержадет мои мысли специалист. — Во-первых, его надо держать. Кстати, детям, которые начинают учиться на нем играть, это тяжело физически. Во-вторых, у него есть левая и правая клавиатура, пальцы должны двигаться по ним одновременно, что требует усидчивости и внимательности. А в третьих, мех. Чтобы его растягивать нужна сила. Но баян, как и аккордеон, способен рождать уникальное многообразие мотивов. На этом инструменте можно исполнять и эстрадную музыку, и классическую. То есть музыканту он дает много возможностей.
И вот из юных дарований Ольга Иосифовна воспитывает юных гениев. Педагог уверена, что при усердии и, главное, желании любой человек может освоить инструмент. А потому советует родителям, не отговаривать малышей, когда те изъявляют желание учиться музыке, наоборот, верить в них и поддерживать, и тогда все получится.
Как у Александра Мартыненко, который совсем недавно украшал одну из статей районки. Украшал не просто так, а за заслуги на музыкальном поприще. Парнишка уже несколько раз заглядывал в кабинет. В глазах его читалось нетерпение: ну, когда же закончит эта тетенька отвлекать моего учителя… Вот, уж завидное рвение к учебе.
— Саша, прекрасный пример того, как труд позволяет добиться успехов, — спешит Ольга Каянович похвалить своего воспитанника. — Он очень трудолюбив, а в любом учебном процессе — это важно.
Заметно, как Ольга Иосифовна гордится своим маленьким учеником, также, с любовью, она рассказывает и о тех, кто давно стал взрослым… Римма Шалганова… Андрей Балыко… Всех она помнит…
Быть может, кому-то кажется незначительным этот тяжкий труд — учить детей нотной грамоте, но попробуйте хотя бы на день «лишить себя слуха»: например, вставьте в уши бируши. Глухой шум и ничего более… Как оказывается важен для нас слух. И как услаждают его звуки музыки, которая сопровождает нас всю жизнь. Под веселую — мы смеемся. Под грустную — плачем. Под марши — нам хочется встать и идти совершать подвиги, а под ласковые напевы приходит нежность.
Помните у классика: «Красота спасет мир!». И дело далеко не в красоте визуальной, а в красоте души человеческой, которая, часто, тоже поет…
Ольга Каянович это хорошо знает, ведь она по жизни с музыкой, рука об руку. И что же получается, она каждый день… спасает мир?!

Анна МАВИЧ

Print Friendly, PDF & Email

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ