В. БОНДАРЕВ за работой

Наверняка многие жители Хотимска, проезжая либо проходя по улице Коммунаров, обращали внимание на величавый дом, благородно обустроенный хозяевами, так сказать, по последней моде (№14А). Особый лоск ему придают кованые изделия. Забор, крыльцо завораживают своим «металлическим» узором. Вообще мне представлялось, что подобные предметы роскоши изготавливают на специальном заводе. Почему предметы роскоши? Потому, что ценятся они высоко и не только за свой эстетический вид, но и за прочность, простоту ухода, долговечность. Ведь металл превосходит дерево и бетон. Достаточно упомянуть, что многие кованые элементы дизайна домов и улиц сохранились до наших дней еще с позапрошлого века.

Трофеи охотника
Трофеи охотника

Немало была удивлена, когда узнала, что эта художественная ковка является делом рук нашего местного мастера Василия Бондарева. Как оказалось, Василий Иванович по профессии художник-оформитель, резчик по камню 4-го разряда. Образование получал в Бобруйском художественном училище. Свои художественные навыки умело применял на практике, в трудовой деятельности, работая художником-оформителем в местном кинотеатре, РайПО, лицее и даже в деревне Батаево, где обустраивал территорию детского сада.
— Сейчас в штатном расписании сельскохозяйственных организаций таких должностей как художник-оформитель, нет и в помине. Я работал, когда председателем колхоза был Курносов, много чего смастерил из дерева. Из серьёзных работ запомнилась деревянная скульптура льва, которая раньше была установлена в парке, — вспоминает Василий Иванович. — А художественную ковку решил освоить лет 7 назад. Отец у меня был кузнецом, мальчишкой бегал к нему в кузницу, наблюдал за работой. Начинал с более простого — с балконных решёток, потом перешёл на беседки и лестницы.
В копилке автора уже большое множество работ, наиболее ценные и дорогие сердцу он продемонстрировал мне на фото. Рассматриваю кованую ящерицу с добавлением элементов стекла для камина, фонари под старину, решётки.
— Это уже живопись, — поясняет автор, — расписывал заказчику красками пол в доме.
— Как много времени у вас уходит на одну работу? — интересуюсь у Василия Ивановича.

13
Виноградная лоза

— На удивление, я очень быстро справляюсь. Главное обозначить фронт работ, однажды в месяц выполнил 120 квадратов ковки. Надо же различать, что есть холодная и горячая ковка, — поясняет мне Василий Бондарев уже непосредственно в своей мастерской.
— То есть, специальных станков и приспособлений у вас нет? — задаю вопрос.
— Станок стоит очень дорого. Я самостоятельно оборудовал свою мастерскую, в которой мне комфортно работать. А что касается станков… Знаете, ручная работа намного больше ценится, она не штампованная, даже тот самый виноградный листок я не могу повторить одинаково под копирку, что придаёт больше натуральности и живости изделию.
— Как вы думаете, может ли освоить ковку любой желающий?
— Может, только без художественных способностей, думаю, ничего из этого не выйдет, ведь нужно видеть линию, изгиб.
— Даже не знаю, стоит ли спрашивать ещё о каких-то ваших любимых увлечениях, по всему видать, вы много внимания уделяете обустройству дома? — продолжаю нашу беседу.

дом №14а, по ул. Коммунаров
дом №14а, по ул. Коммунаров

— Этот дом я строю уже 15 лет, практически в одни руки, замахнулся аж на 2 этажа, пока что процесс продолжается, — говорит Василий Иванович. — А вообще третий год занимаюсь разведением пчёл. Люблю охоту, имеется небольшая коллекция моих трофеев, идёмте покажу.
Мы поднимаемся на второй этаж по деревянной лестнице, также сооруженной руками хозяина, и я с восторгом рассматриваю чучела животных и с позволения Василия Ивановича, делаю фото. Ведь не в каждом музее такое увидишь.
Распрощавшись с Василием Бондаревым, я отправилась по адресам фотографировать его работы. Теперь уже точно смогу отличить штампованную кованку от ручной и даже угадать руку мастера — Василия Бондарева…

Елена БОРОВИКОВА, фото автора 

Print Friendly

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ