Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: отношение одноклассников, педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых обязанностей и ответственности.

Рекомендация родителям первоклассников – быть максимально внимательными к своим детям, поддержать их в начале нелегкого и долгого пути.  Период адаптации первоклассника к школе может длиться от 2-3-х недель до полугода. Длительность зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения и степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Чем же можно помочь своему первокласснику?

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию, иначе бороться с апатией вы будете очень долго. При выполнении ребенком учебных заданий необходимо формировать его степень самостоятельности, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает противоположный эффект. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Очень важна удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, учится сотрудничать с другими детьми. Помогите ему в этом. От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом. Сосед по парте – немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. Может быть, ваш ребенок мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает – очень ценно. Первая учительница – это важный человек в жизни первоклассника. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает «фокусов», надеясь привлечь внимание. Главная награда — это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка. Никогда не сравнивать его с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности.

Больше всего, в течение первого года учебы, ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек обязательно хвалите его, поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения. Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Людмила Савченко,

педагог-психолог СШ №1

Print Friendly, PDF & Email

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ