Еще лет 20-30 назад, когда люди начали активно обсуждать экологию, проблемы, которые изучает и решает данная наука, большинством рассматривались как отдаленные и абстрактные. Но вот наступил ХХI век, и слово «экология» звучит все чаще, а проблемы приблизились на расстояние вытянутой руки. Они уже не кажутся абстрактными, они рядом…

Онкология, аллергии у детей, другие заболевания людей не редко связываются с плохой экологией. Потепление климата — тоже. Даже политическая ситуация в мире напрямую связана с тем, что натворил человек.

Вы думаете, что желание Трампа построить стену на границе с Мексикой и его политика по ужесточению въезда иностранцев в США — это блажь? Вы ошибаетесь. Просто он первым решил открыто начать политику по ограничению доступа к ресурсам своей страны «чужих». Как говорится, дружба дружбой, а каша должна быть у каждого в миске своя.

В нашей стране также есть ряд острых экологических проблем. Существуют серьезные проблемы, связанные с интенсивным загрязнением атмосферы, поверхностных и подземных вод, загрязнением и эрозией почв. Экологическая ситуация в республике обострена также последствиями катастрофы на ЧАЭС, широким развитием химической и нефтехимической промышленности.Хотимск.ШК

В такой ситуации экологическое воспитание подрастающего поколения становится одной из важнейших задач системы образования республики, да и в каждой семье, в частности. Как эта задача решается на Хотимщине? Изучала корреспондент ШК.

Понятно, что начинать нужно с малого, а вернее, с малышей. Первый этап: дошкольное учреждение. Беседуем с заведующей ясли-садом №1 Хотимска Натальей Ефременко.

— Экологическое воспитание — одно из направлений учебной программы, — поясняет Наталья Николаевна. — Воспитание бережного отношения к окружающей среде, любви к природе реализуется в детском саду постоянно. Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает реализацию образовательной области «Ребенок и природа», в рамках которой у детей формируются представления о внешнем виде животных, растений  и явлениях  природы.

Например, в наших группах имеются простейшие экспозиции, с помощью их ребята изучают камушки, шишки, песок и другое. То есть учатся понимать «живое и неживое». Особенно это актуально в весенне-летний период, когда воспитанники больше проводят времени на свежем воздухе. Наблюдают за птицами, насекомыми, ростом растений, могут ощущать дуновение ветра. Тем самым у них формируются знания о природе.

Как рассказала руководитель ясли-сада, экологическое воспитание тесно сочетается с эстетическим и нравственным. Детишки рисуют пейзажи, слушают и учат стихи о природе, летом наблюдают за ростом овощей в огороде. «Конечно, наши воспитанники еще малыши, поэтому их работа в огороде небольшая. Например, посеять семена, — делится Наталья Ефременко. — Если бы вы видели, с какой радостью они бросают  семена в землю, а потом все спрашивают, а есть ли всходы…».

Сейчас на деревьях возле дошкольного учреждения можно видеть кормушки для птиц. В планах на территории установить мини метеорологическую станцию, чтобы малыши могли изучать понятие «осадков», направления ветра.

— Дети рождаются с любовью и добром в сердцах, — уверена заведующая. — И природу они тоже любят. Каждую бабочку, цветочек, каждого воробушка. Наша задача сохранить эту любовь и дать знания о том, как сберечь наш общий дом — нашу Землю.

Конечно, более углубленные знания дети получают в школе. Следующий пункт назначения — Тростинский УПК. Выбран неслучайно. Это учреждение образования профилируется на экологии. Беседуем с Галиной Прошкиной (на снимке), руководителем экологического отряда «Лесовичок».

— Школа работает в направлении экологического воспитания уже лет 15, — делится Галина Николаевна. — Было у нас и свое школьное лесничество, но детей стало меньше, а потому немного «по уменьшили аппетиты»… Но все равно в направлении экологии в школе проводится много и мероприятий, и практической деятельности.

Кстати, Г.Н. Прошкина учитель белорусского языка и литературы, но свое увлечение экологией не считает удивительным, говорит: «Мы все часть природы, поэтому знать ее законы, сохранять гармонию — задача всех людей, независимо от профессии».

Акцент — на местное богатство: леса, водоемы, луга. Например, минувшим летом со своим отрядом без малого четыре недели изучали растительный мир. Думаете, что там интересного? Очень много. Начиная от гербария и заканчивая луговыми птицами.

Примечательно, что любовь к природе заразительна и напрямую влияет на творческое развитие детей. Так, Галина Николаевна бережно хранит стихи своих выпускниц, посвященных родной земле. «Вот стихотворение «Желудок» Анны Гавриленко, а вот — «Бярозка» — Светы Луговцовой,» — для педагога они дороги не только как работы победителей конкурсов творческих работ…  Также школьники часто запечатлевают красоту родного края на фотоснимках, некоторые впоследствии становятся наглядным материалом для учебного процесса. Как, например, фотоальбом уже выпускницы Анастасии Прошкиной.

То, что любовь к природе «заразна» подтверждает и заместитель директора Наталья Мешкова: «Многие наши выпускники свою будущую профессиональную жизнь связывают с «живым миром». Например, с лесом…» Тут же вспомнились и фамилии: Сергей Балабенко, Николай Полунченко, Виталий Корнев…

Но лишь наблюдением работа в школе не ограничивается. Под чутким руководством Любови Ващилиной, учителя химии и биологии, ребята проводят экологические исследования, по итогам которых оформляют научно-исследовательские работы. Кстати, многие из них входят в число призеров районного конкурса.

— Суть экологической деятельности в учреждении образования — воспитание  уважения к законам природы, умение соотносить свое поведение, хозяйственную деятельность с этими законами. Экологическое образование способствует тому, чтобы учащиеся прониклись тревогой по поводу глобальных экологических проблем, ощутили свою ответственность за состояние окружающей среды. Знать экологические проблемы своей местности, бережно относиться к природе — первостепенная задача каждого, — убеждена Наталья Мешкова.

Этого мнения придерживается и учитель биологии СШ №1, руководитель инициативной группы «Хранители Беседи» Екатерина Товстая. Ребята по инициативе педагога проводят огромное количество экологических мероприятий, о многих из которых можно было узнать со страниц «районки».

— Участвуем во всех всемирных акциях, — рассказывает Екатерина Сергеевна. — «День без автомобиля», «Сделаем!», «Чистый лес», «Час Земли», «Чистый водоем» и многих других. Надо сказать, что дети очень отзывчивы к экологическим проблемам и осознают серьезность их последствий, зачастую куда ответственней, чем взрослые.

К слову, инициативная группа была создана еще в 2008 году. За это время школьники сделали очень много для сохранения природного богатства нашей Хотимщины. Сезон экологических дел открывается весной, когда ребята очищают берега Беседи от «зимнего» мусора. Также члены группы проводят значительную информационно-пропагандистскую работу как среди своих сверстников, так и среди взрослых. Ведется значительная работа по формированию знаний об энергосбережении, в использовании альтернативных источников энергии. Каждый юный эколог СШ №1 знает, что энергия Солнца, ветра, воды будут служить вечно.

— Любовь к природе, ко всему окружающему необходимо прививать и воспитывать с раннего детства. Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой — равнодушие ко всему нашему дорогому Дому, к Земле, — уверена Екатерина Товстая. — Наши реки, леса, луга — богаты и красивы, хотелось бы любоваться ими и пользоваться их богатством еще долгие годы.

Препятствием для эффективного экологического образования, на мой взгляд, являются двойные стандарты, по которым живут отдельные люди. Какие бы веские доводы о вреде алкоголя не приводил пьющий человек, он не сможет убедить ребенка не употреблять пиво. Также и тот, кто не живет по правилам экологии, не сможет добиться результатов в данном направлении. У нас на Хотимщине есть люди, которым не все равно, что будет с планетой завтра. На них и равнение.

Французский писатель Альфонс де Ламартин как-то сказал: «Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы». И ведь не соврал…

Анна МАВИЧ

В тему

В районе завершился районный этап республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания». Конкурс проводится в рамках международного образовательного проекта ШПИРЭ. Главной его целью является формирование активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережному отношению к окружающей среде. В районном этапе приняли участие всего четыре учреждения образования Хотимщины: СШ №1, СШ №2, Тростинский УПК и Забелышинская СШ.

В номинации «Проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике»  единственными победителями стали Инна Шобик и Павел Погуляев (СШ №1), педагог Оксана Ларченко.

В номинации «Информирование общества/пропаганда энергоэффективности» первое место заняли работы: Никиты Заводевкина (СШ №2), педагог Наталья Луцаева; Павла Товстого (СШ №1), педагог Екатерина Товстая и Алины Федосенко (СШ №1), педагог Надежда Сотникова.

Этим ребятам предстоит отстаивать честь Хотимщины на областном этапе.

Кроме того, в номинации «Педагогическая разработка. Практический урок «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» единственным призером (3-е место) признан Леонид Мешков, учитель физики Забелышинской СШ.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ