Вы здесь
В Беларуси жили оборотни Тайны вселенной 

В Беларуси жили оборотни

Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в белоруской мифологии человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей (вспомните о Всеславе Чародее). Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии.

В отличии от мифологии народов Европы, у наших предков оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное — да, но не страшное и ужасное.

Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый».

Способность превращаться в волка издревле приписывалась «особо сильным» колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу.

«Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам — «предкам, родственникам и покровителям».

Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Беларуси) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.

Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе — птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных.

Хотя и недолго киевский трон занимал князь Всеслав. В народных сказаниях и летописях этот князь изображён просто фантастической личностью.Звали его и вещим и чародеем и называли даже оборотнем-волколаком.

Всеслав был сын полоцкого князя Брячислава Изяславича — внука крестителя Руси Владимира. В «Повести временных лет» существуют упоминания о таинственном рождении будущего князя-чародея. Там говорится, что мать родила Всеслава от волхвования. При этом указывается, что «на голове его оказалось язвено». Волхвы повелели матери:

— Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти.

Исследователи имеют две версии, что летописцы имели в виду под словом «язвено». Одни полагают, что это особенное родимое пятно, которое в будущем Всеслав прикрывал повязкой. По второй версии, князь родился «в рубашке».

В 1044 году умирает отец Всеслава, и князь унаследует Полоцкое княжество. По прошествии десяти лет его княжения умирает правитель Киевской Руси Ярослав Мудрый, и государством стали править трое его сыновей: Изяслав, Святослав и Всеволод. Поначалу Всеслав отлично ладил с Ярославичами и даже в 1060 году совместно с ними сходил в военный поход против кочевников-тюрков. Но впоследствии их отношения испортились. Из-за чего возник конфликт, история умалчивает, но разногласия дошли до того, что Всеслав собрал армию и пошел войной на Киевскую Русь. Примечательно, что этому событию предшествовали прямо-таки мистические события.

В 1063 году протекающая около Новгорода река Волхов пять дней текла вспять. Мудрецы расценили это как дурное предзнаменование, решив, что в ближайшем будущем городу грозит страшная беда. Кстати, как отмечают историки, течение Волхова в обратную сторону — вовсе не миф. Такое, хоть и очень редко, но случалось, чему есть научные объяснения. Второе знамение произошло спустя 2 года. В небе на западе появилась огромная звезда с красными лучами. Она на протяжении семи суток всходила каждый вечер и сияла до рассвета. «Эта звезда была как бы кровавая, предвещая крови пролитье», — записано в летописи. Скорее всего, это в очередной раз пролетала мимо Земли комета Галлея, что происходит каждые 75–76 лет. Кстати, туже самую комету англичане посчитали предвестницей смерти короля Эдуарда Исповедника и последовавшего за ней захвата Англии Вильгельмом I Завоевателем.

В том же году случилось и третье знамение — солнечное затмение. Об этом в «Повести временных лет» сказано: «Солнце изменилось и не стало светлым, но было как месяц, о таком солнце невежды говорят, что оно объедено». Конечно же, от этого знака тоже не ждали ничего хорошего.

Но и это еще не все. Вскоре после затмения рыбаки на реке Сетомль выловили неводом странное существо. С виду это был ребенок, но очень уродливый. Как отметили летописцы: «На лице у него были срамные части, а иного нельзя и сказать срама ради». Испугавшись, рыбаки выкинули существо обратно в реку. Эту ужасную находку тоже посчитали предвестником несчастья.

Беда не заставила себя ждать — в 1065 году Всеслав начал открытую войну против Киевской Руси. Вначале он с дружиной совершал набеги на соседние княжества, в том числе разорял и киевские земли. После попытался захватить Псков, но безуспешно: город выдержал осаду, и князь был вынужден отступить. А в 1067 году случилось то, чего так опасались новгородцы: полоцкое воинство захватило Новгород, и «пожег Всеслав город». При этом князь снял с новгородского Софийского собора колокола и перевесил их на свой собственный — полоцкий Софийский собор. Всеслав выстроил его специально, чтобы продемонстрировать, что Полоцк достоин занять на Руси положение, равное Киеву и Новгороду. Вообще полоцкие князья, род которых тоже шел от Рюрика, никогда не признавали старшинство Киева на русской земле, что часто приводило к междоусобицам.

Узнав о взятии Новгорода, Ярославичи собрали армию и поспешили остановить захватчиков. Битва состоялась в начале марта, воинам пришлось сражаться в лютый мороз, утопая в снегу. Всеслав потерпел поражение, и все же ему удалось избежать гибели и вернуться в Полоцк.

Через несколько месяцев князь получил послание из Киева: Ярославичи предлагали заключить мир и приглашали его явиться на переговоры. Всеслав согласился прекратить усобицу и отправился на ладье в город Орша, где стояло лагерем вражеское войско. За свою безопасность он не беспокоился, ведь правители Киевской Руси поцеловали крест, гарантируя ему неприкосновенность. Но приглашение на мирные переговоры оказалось ловушкой: Ярославичи нарушили клятву. Они схватили Всеслава, отвезли в Киев и посадили в темницу.

Неизвестно, сколько бы продлилось заточение Всеслава, если бы в 1068 году войско Ярославичей не разгромили половцы. Киевляне решили, что виной поражения стало плохое правление их князя Изяслава Ярославича и его воеводы Коснячко. В городе вспыхнуло восстание. При этом горожане вспомнили о томящемся в темнице Всеславе Чародее. Несмотря на то что полоцкий князь совершал набеги на Киевскую Русь, он пользовался у русского народа большим почетом и слыл искусным воином. «Уж он-то наверняка способен избавить нас от неприятеля», — решили люди.

Увидев, что задумали киевляне, дружина посоветовала Изяславу:

— Пошли верного человека к Всеславу. Пусть обманом подзовет его к окошку и пронзит мечом.

Но Изяслав отказался, сказав, что не станет убийцей родственника. Ведь Всеслав приходился ему двоюродным племянником. В результате Изяславу пришлось бежать из города, а Всеслав, сам того не желая, занял трон Киевской Руси. Правда, его княжение продлилось недолго — всего семь месяцев. Уже на следующий год Изяслав при поддержке польского воинства вернулся отвоевать киевский престол. Сначала Всеслав решил дать ему бой и даже выдвинул навстречу киевскую дружину. Но не захотел сражаться за княжество, доставшееся ему против воли, тогда как его ждал родной Полоцк… В обшем, когда киевское войско стояло лагерем у Белгорода, Всеслав Чародей под покровом ночи покинул его и вернулся на родину.

Изяслав не простил Всеславу этот, пусть и невольный, но захват власти. Снова заняв трон Киевской Руси, он пошел походом на Полоцк, взял его приступом и поставил там князьями своих сыновей: сначала Мстислава (который вскоре умер), а затем Святополка. Но уже в 1071 году Всеслав Чародей смог вернуть свое княжество. После этого он княжил в Полоцке еще 30 лет, все эти годы не прекращая борьбы с правителями Киевской Руси, и умер своей смертью 14 апреля 1101 года.

Кстати, в белорусской мифологии много всяких оборотней, не только «волки». Например, Жабалака — оборотень, являющийся в виде жабы или лягушки. Известен и Кошкалачень – кот-оборотень.

По представлениям древних белорусов, человек может превратиться в целый ряд животных: в птицу, пресмыкающееся, даже в насекомое, в дикое животное: лису, медведя, хорька, ласку, в домашнее животное, различные неодушевленные предметы.

Оборотнем становятся по собственной воле или под воздействием внешней сверхъестественной силы.

Интересовалась Анна МАВИЧ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Похожие записи

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: