Темы

Радимичи ли мы?

Радимичи ли мы?

Сегодня любой школьник знает названия таких славянских племён, как кривичи, радимичи, дреговичи («дрыгавічы») и с уверенностью скажет, что племена эти являются предками современного белорусского этноса. Известны и примерные территории, где проживали эти племена. Так кривичи – на севере и северо-западе современной Беларуси, дреговичи – на юге, радимичи – на востоке. Меня еще со школы интересовал вопрос: а представители какого племени (а правильней союза племен) жили на территории современного Хотимского района? Кто наши предки по этногенезу?
И, вроде бы, ответ лежит на поверхности. Откройте любой исторический справочник – и прочтете, что в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков Ипути и Беседи жили радимичи. Хотимск расположен, можно сказать, в самом центре этого ареала. Живем на Беседи, до Сожа и Ипути – рукой подать. Так что же предки хотимчан – радимичи? А они откуда взялись?
Согласно летописям, название происходит от имени вождя Радим, во главе с которым радимичи, якобы пришли из пропольских (ляшских) земель. В “Повести временных лет” сказано:”… и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи”. Согласно все той же “Повести временных лет”, легендарный родоначальник (князь), первопредок восточнославянского племени (племенного союза) радимичей, живших на юго-востоке Беларуси. Вместе со своим братом Вятко вышел “из ляхов”.
Цитата из “Повести временных лет” о происхождении радимичей: “…радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. Копнём ещё глубже. Слово “лях” в летописи Нестора первоначально употреблявшееся для обозначения западных славян – полян (поляков), лютичей, мазовшан и поморян, впоследствии стало относиться ко всему новообразованному народу поляков. Следовательно, радимичи – это одна из ветвей западных славян, пришедших и поселившихся на землях современной Гомельской и Могилевской областей. А до них кто был? И на этот вопрос есть конкретный ответ: волыняне, северяне, древляне. Исконно восточнославянское племя, граница расселения которых доходила до Припяти и выше к Днепру. Вот вам и еще одни из возможных предков Хотимчан.
Тут меня пытливый читатель может и осадить. Залез, мол, во глубину веков, что если на наших землях (я имею в виду Хотимщину) никто не жил, пришли себе радимичи и остались. Возможно, и так. Но есть, же на территории Хотимского района курганы времен еще каменного века, значит, жили здесь люди. Почему не допустить, что дожили они и до прихода радимичей? Этой, соглашусь, полуфантастической гипотезе могу привести и такое же подтверждение. Не раз от пожилых людей ( в частности от бабушки своей) слышал такое выражение: ” Чтоб тебя радимец взял!” или ” Иди ты к радимцу!”. Как- то спросил я у бабушки: кто такой этот “радимец”, она ответила, что злой человек, пришедший издалека. Чем не пример генетической памяти народа? На подсознательном уровне сохранилось поверие, что радимцы (радимичи) пришли издалека и были недобрыми по отношению к местному населению. И, тем не менее, именно радимичи оставили в культуре восточного региона современной Беларуси наиболее значимый след. И даже у нас на хотимщине этому есть много подтверждений. Взять хотя бы такой праздник, как Радуница. Это славянская традиция, воспринятая и поддержанная Русской Православной Церковью. В православных Церквях Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Другие варианты названия праздника – Радовница, Радошница, Радуница, Радованица, и Радимица. В этот день принято поминать предков своего рода, приносить им дары. Академик Борис Рыбаков, один из влиятельнейших деятелей советской историографии, еще в тридцатые годы прошлого века в одной из своих монографий высказал мнение, что праздник этот и все связанные с ним дохристианские обряды являются сугубо радимичискими. Приводил он и такое доказательство, как созвучие названия племени и праздника. Ведь у других славянских племен, хотя также существовали дни поминовения (окликания) усопших, но приходились они на другие дни и носили иные названия. Те же сохранившиеся и на Беларуси Деды, или украинские Проводы и Навий День.
Объясняет Рыбаков и традицию поминать предков едой и питьем непосредственно на месте погребения. Так как у радимичей практиковалось трупосожжение на ритуальных курганах, при этом сожжение производилось в большинстве случаев на одном и том же месте, Рыбаков высказал предположение, что курганы с трупосожжением в насыпи можно считать специфически радимическими. Следовательно, ни кладбищ в современном понимании, ни курганных могильников радимичи не имели. Существовал один ритуальный курган, на котором сжигали всех усопших. На этом-то кургане и собирались на Радоницу соплеменники, разводили костер, на котором сжигали жертвенные дары. На этом же костре сами готовили пищу и ели. Получалось, что как бы за одним столом с предками. С приходом христианства, усопших стали предавать земле. Ритуальные костры жечь перестали, еду стали приносить уже в готовом виде, но есть и пить продолжали непосредственно на месте погребения. Обычай этот жив на наших землях до сих пор.
Хотя во многих других регионах Беларуси, России и Украины он практически исчез.
Как и в предыдущую мою статью, прошу не считать ее научной или исследовательской. Это сугубо мои размышления. Остается лишь сказать, что в последний раз племя радимичей упоминается в летописях в 1169 году. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на реке Пещань (приток Сожа, у Пропошеска (нынешний Славгород). Радимичи были разбиты. Их земли оказались в составе Киевской Руси.

Александр АЛЕКСАНДРИН.
На снимке: карта расселения радимичей.

Последние новости

Образование

Минобразования скорректировало сроки вступительной кампании в ссузах

19 апреля 2024
В районе

В Хотимском УКП «Жилкомхоз» прошла профилактическая акция по тестированию на ВИЧ-инфекцию методом экспресс-диагностики по крови

19 апреля 2024
Актуально

9 хотимчан отправятся в весенний призыв на срочную службу

19 апреля 2024
Общество

Внимание: сложные погодные условия

19 апреля 2024
Актуально

Председателю Хотимского районного объединения профсоюзов Валентине Войтенко вручили юбилейную медаль

19 апреля 2024
Общество

ОБ ОПОВЕЩЕНИИ ВОЕННООБЯЗАННЫХ

19 апреля 2024
Актуально

Делегация Хотимского района принимает участие в международной выставке-ярмарке туристских услуг “Отдых”

19 апреля 2024
БелТА: в стране и мире

Лукашенко произвел кадровые назначения в структуре Следственного комитета

19 апреля 2024
В районе

Нетрезвому не место за рулем! Госавтоинспекция проведет комплекс мероприятий по предупреждению ДТП

18 апреля 2024
В районе

Рейдовая группа технической инспекции труда ФПБ посетила организации Хотимского района

18 апреля 2024

Рекомендуем

Происшествие

В ДТП в Хотимском районе погиб велосипедист

14 апреля 2024
Актуально

Татьяна Кузьменкова награждена Почетной Грамотой Могилевского областного комитета Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма

11 апреля 2024
Актуально

Александр Александрин – Лауреат Международного литературного конкурса в рамках Международного фестиваля «Мгинские мосты»

8 апреля 2024
В районе

В решении проблем домашнего насилия вам помогут

11 апреля 2024
В районе

Какие деревни Хотимского района посетил библиобус

9 апреля 2024
Актуально

В Хотимске новый главный государственный инспектор управления по сельскому хозяйству и продовольствию Хотимского райисполкома

8 апреля 2024
Актуально

Медики в Березках знают секреты исцеления сердца и души

15 апреля 2024
Актуально

Воспитанникам детского сада № 3 рассказали о космосе

9 апреля 2024