Вы здесь
Две судьбы — две мечты Знаменитые уроженцы Хотимского района 

Две судьбы — две мечты

Кем мечтали стать советские дети 20-30 годов? Летчиками.  Вспомнить хотя бы хрестоматийное стихотворение Янки Купалы  «Хлопчык и летчык». Сталинские соколы стали новыми былинными богатырями, о них слагали песни, легенды, снимали фильмы. Великая Отечественная война героизировала образ летчиков-асов еще более. Спустя 30 лет, в начале космической эры молодежь жила уже мечтой о бесконечных звездных просторах, иных планетах и галактиках. Герой-летчик в юношеских грезах уступил место герою-космонавту. История знает много примеров, когда мечты эти становились реальностью. Но были примеры, когда мечты о небе и космосе так и оставались мечтами.

Космос как мечта

Петр Климук, Владимир Коваленок, Олег Новицкий — имена космонавтов – уроженцев Беларуси знают все. И мало кто знает, что в этом списке могло бы быть еще одно имя. Хотимчанин Борис Белоусов мог бы полететь в космос еще раньше Климука — в1967 году. Мог бы… История не терпит сослагательного наклонения. И, тем не менее, судьба нашего земляка сложна и интересна.
Борис Белоусов родился в Хотимске 27 июля 1930 года. Десятилетним мальчишкой встретил Великую Отечественную войну, вместе с семьей пережил годы оккупации Хотимска, освобождение. Это в дальнейшем сыграет значительную роль в судьбе Бориса. Но тогда после войны он, полный надежд и стремлений, поступает в Ленинградский авиационный приборостроительный техникум, который заканчивает в 1950 году. Молодой инженер-технолог решает не останавливаться на достигнутом, свою дальнейшую жизнь в отрыве от авиации он не представляет. С отличием заканчивает вначале Казанское военное авиационно-техническое училище Дальней авиации по специальности «техника по эксплуатации самолетов», затем электротехнический факультет Ленинградской Краснознаменной военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского. В академии он увлекается еще и ракетостроением.
В 1960 году служит инженером-испытателем в Ракетных войсках, посёлок Капустин Яр. Должность перспективная, в дальнейшем можно сделать отличную карьеру. Но все меняет полет в космос Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Борис Белоусов решил стать космонавтом и подал соответствующий рапорт своему командованию. И уже в 1962 году проходит медкомиссию в Москве. Признанный годным по здоровью, он приступает к спецтренировкам с кандидатами в космонавты второго набора. Но в отряд зачислен не был. По политическим мотивам. Особисты припомнили Белоусову и оккупацию, и то, что его родственники служили у немцев в Хотимске в 1941-1943 годах. Но Борис не отчаивается, спустя 3 года, вновь проходит комиссию и вновь становится одним из первых кандидатов на зачисление в отряд космонавтов. И снова подпорченная анкета становится непреодолимой преградой. Только после того, как за Белоусова попросил лично академик Сергей Королев, он был добавлен в список, и приказом Главкома ВВС №942 от 28 октября 1965 года назначен на должность слушателя-космонавта 1 отряда ЦПК ВВС. И дальше все идет гладко: с 14 марта 1966 года — слушатель-космонавт отряда слушателей-космонавтов ЦПК, с ноября 1965 г. по декабрь 1967 года проходил общекосмическую подготовку, был назначен старшим отряда слушателей-космонавтов, с сентябре 1967 был включен в группу космонавтов для подготовки по программе полетов на корабле 7К-ВИ «Звезда». Но в 1966 году неожиданно умирает Сергей Королев. И больше заступников у Белоусова нет. 25 декабря 1967 года на госэкзаменах по ОКП он получил оценку «удовлетворительно» и был представлен к отчислению из отряда. 5 января 1968 года приказом Главкома ВВС №03 отчислен из отряда космонавтов со следующей формулировкой: по низкой успеваемости и по весовым характеристикам (в то время он весил 85 кг), не отвечающим требованиям, предъявленным к членам экипажа космического корабля. Откомандирован в распоряжение Главного командования Ракетных войск. Клеймо родственника, изменника Родины (в 1952 году тесть Белоусова был осужден за то, что служил переводчиком у немецко-фашистских оккупантов и находился в заключении в течение двух лет, после чего был освобожден по амнистии) из биографии не вытравишь.
После отчисления Борис Николаевич сменил ряд должностей в Ракетных войсках, работал редактором в издательстве «Воениздат». И все это время мечтал о космосе. Неоднократно подавал рапорта на зачисление в космический отряд. Но ему всегда отказывали с неизменной формулировкой: «Не годен по состоянию здоровья». Звучит издевательски, учитывая, что Борис Белоусов имел 1-й разряд по гандболу, 2-й разряд по волейболу и баскетболу, 3-й разряд по шахматам. И вообще был очень спортивным человеком. Отчаявшись, он пишет письмо в 1972 году Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу с просьбой восстановить его в отряде космонавтов. Однако его просьба осталась без ответа. Он даже разводится с женой, понимая, что истинная причина отказа в ее отце — враге народа. Публично открещивается от всех родственных связей с тестем. Тщетно. В 1980 году Борис Белоусов уволен в запас. Он приходит работать в школу простым учителем физики. Затем в 1986 году работает в Московском промышленном объединении по производству шерстяных тканей в должности заместителя директора тонкосуконной фабрики им. Я.М. Свердлова. Последнюю попытку воплотить мечту всей своей жизни — полететь в космос Борис Николаевич предпринимает в 1987 году. Он пишет письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву, в котором предлагает свою кандидатуру для осуществления полета самого пожилого космонавта (ему было 57 лет), однако никакого ответа от Горбачева не поступило.
Он скончался 1998 году. Похоронен на кладбище Звездного городка. До конца своих дней Борис Николаевич Белоусов не расстался со своей мечтой.

Есть одна у летчика мечта…

Василий Лепиков – обычный сельский парень из деревни Еловец Хотимского района заболел небом. В 1940 году, когда его призвали в Красную армию. Восемнадцатилетний красноармеец, попавший в наземное обслуживание аэродрома под Киевом, написал не один рапорт на имя командира части, пока его не зачислили курсантом в 4-ю военную авиационную школу первоначального обучения. В июне 1941 года Киев был одним из первых городов, принявших на себя удар немецкой авиации на рассвете 22 июня. Учебный аэродром авиашколы и техника были уничтожены в первые часы войны. Василия снова перевели в пехоту, но парень твердо решил, что будет летать. И снова полетели в штабы различных уровней рапорта о зачислении в авиационное училище. Настойчивость красноармейца Лепикова дала свои результаты. В январе 1942 года Василий зачислен в Качинскую военную авиационную школу пилотов. Это учебное заведение не готовило военных летчиков, все, на что мог рассчитывать курсант по окончании — это переброска грузов в тылу. Но бывший пехотинец был счастлив и этому. Спустя 3 месяца, Качинскую авиационную школу расформировали. Василий Лепиков снова списан на землю. На этот раз механиком в один из авиаполков. Мечта о небе вновь стала зыбкой. И в третий раз еловецкий парень проявляет характер, и в третий раз заваливает командование рапортами, и в третий раз становится курсантом. На этот раз – 3-й военной авиационной школы первоначального обучения. Обучение Василий проходит с июня 1943 по август 1944 года. И после окончания просит о переводе на фронт в боевую авиацию, но его отправляют на повышение квалификации в Вязниковскую военную авиационную школу пилотов. Война уже идет на территории Европы, ровесники Василия, имея сотни боевых вылетов и наград, крушат гитлеровцев по всем фронтам, а он, не воевавший на передовой и дня, сидит в тылу. Как смотреть в глаза землякам после войны? Нелетающий летчик, вечный курсант — позор! Но судьба словно издевалась над амбициозным молодым человеком. В январе 1945 года, отклонив очередной рапорт о переводе на фронт, командование авиашколы переводит Василия в Сталинградское военное авиационное училище. Окончил его курсант Лепиков и получил заветное звание лейтенанта только весной 1947 года. Биография — хуже не придумать. Пять лет проходить в курсантах, не совершить ни одного самостоятельного вылета.
В 139-ом Гвардейском истребительном авиационном полку (303-я ИАД, 1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ), куда направили служить новоявленного лейтенанта, Василий Лепиков чувствовал себя изгоем. У его товарищей боевые ордена и медали, десятки операций в послужном списке. Они герои-фронтовики, а он… Он смирился, не подозревая, что судьба готовит ему подвиги в другой войне. В 1950 году начинается военный конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей. Этот эпизод холодной войны рассматривается как опосредованная война между США и их союзников и силами КНР и СССР. Долгое время информация о Корейской войне хранилась под грифом «Совершенно секретно». Советский Союз не признавал официально участие своих военных специалистов и регулярных авиачастей в боевых действиях на стороне Северной Кореи. Но теперь об этом известно даже школьникам. В апреле1952 года в режиме строжайшей секретности в Северную Корею переброшен 415-ый истребительный авиаполк. В его составе проходил службу командир звена Василий Лепиков. Тут нужно отметить тот факт, что руководство этого полка сплошь состояло из опытных лётчиков, участников Великой Отечественной войны, как, например, командир полка Герой Советского Союза майор Павел Шевелёв. Все командиры эскадрилий также имели боевой опыт войны, но рядовой лётный состав полка такого опыта не имел, и начало боёв в небе КНДР для них (и для Василия Лепикова в частности) было первым боевым крещением.
Лётчики 415-го полка воевали не очень результативно: заявили о 28 сбитых и ещё 8 подбитых самолётах противника. В составе этого полка был единственный лётчик, кто добился 5 воздушных побед в корейском небе, — командир звена старший лейтенант Лепиков. Однако часть его побед то зачислялись как официальные, то убиралась со счёта лётчика руководством полка, но в наградном документе от 14 июля 1953 года на награждение капитана Лепикова орденом Ленина указано, что лётчик выполнил более 100 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 5 самолётов противника.
2 ноября 1952 года капитан Лепиков сбил 2 самолёта типа F-80, но пострадал и сам: при возвращении на свой аэродром его самолёт был неожиданно атакован 1-м лейтенантом Томасом Уайтом из состава 16-й FIS 51-го FIW и сбит. Василию Лепикову удалось катапультироваться и вскоре вернуться в полк.
До конца командировки капитан Лепиков официально больше не одерживал побед и в апреле 1953 года был повышен в должности до заместителя командира эскадрильи. В этой должности он и встретил окончание боевых действий в Корее. Согласно послужному списку летчика за время участия в боевых действиях в небе КНДР капитан Лепиков сбил лично 4 самолёта противника: 2 F-86 и 2 F-80. Разница в один сбитый самолет имела большое значение. За 5 воздушных побед присваивалось звание Героя Советского Союза. Вместе с ним вручался и орден Ленина. Почему впоследствии не засчитали одну победу — неизвестно. За год с небольшим, что воевал наш земляк в Корейском небе, он был награжден, помимо ордена Ленина, двумя орденами Красного знамени, медалью «За боевые заслуги». После Корейской войны Василий Лепиков дослужился до командира эскадрильи, в звании майора уволился в запас. Жил и скончался в Донецке.
В 2010 году вышла в свет книга Игоря Сейдова «Советские асы Корейской войны», одна из глав которой посвящена нашему земляку из Еловца Василию Лепикову — человеку, сумевшему осуществить свою мечту о небе.

Александр АЛЕКСАНДРИН

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Похожие записи

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: