Как истребители тормозят в воздухе, если сила трения о воздух мала?
Случаются в небе ситуации, когда самолету необходимо резко снизить скорость без изменения высоты полета. Несмотря на высокую плотность воздушного потока, обтекающего фюзеляж летательного аппарата, ему не удается оказать сильного останавливающего действия при снижении тяги двигателей, так как форма самолета рассчитана наукой под названием аэродинамика таким образом, чтобы она как можно меньше сопротивлялась воздуху.
На помощь пилотам в таких ситуациях приходит аэродинамический тормоз!
Аэродинамический тормоз – это управляемая поверхность самолета, которая предназначена для увеличения лобового сопротивления, что приводит к снижению скорости.
Выглядит это дело как небольшой щиток (или несколько щитков), который поднимается из фюзеляжа на определенный угол, тем самым увеличивая площадь самолета в поперечном сечении.
Эффективность аэродинамического торможения зависит от скорости набегающего воздушного потока, следовательно, затормозить до полной остановки за счёт исключительно воздушного тормоза невозможно.
Аэротормоз применяется чаще всего при посадке, во время воздушной дозаправки, а также для выдерживания строя при полете в группе. Но этим применение тормоза не ограничивается, так как его потенциал можно использовать и в воздушном бою.
Необходимость в подобного рода устройствах возникла тогда, когда реактивная авиация начала развивать скорости, близкие к скорости звука в воздухе.
К слову, и пассажирская авиация подобные вещи использует довольно активно.