Как не стать жертвой «компьютерных мошенников»?
04.08.2021
Маргелов и Валюженич. Наши десантники
04.08.2021
Показать все

Осторожно! Конфликт интересов

Ситуаций, способных спровоцировать коррупцию, в жизни очень много. Одной из них является конфликт интересов. Что он из себя представляет? И как избежать конфликта интересов, чтобы не нарушить антикоррупционное законодательство?

Само понятие «конфликт интересов» в законодательстве Республики Беларусь закреплено достаточно давно, впервые оно внесено в качестве дополнения в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» в 2011 году (вступил в силу в 2012 году). С тех пор данный закон претерпел некоторые изменения, однако понятие конфликта интересов в нем сохранилось.
На сегодняшний день конфликт интересов законодателем определен как ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение им своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
При этом не все личные интересы могут создавать ситуацию конфликта интересов, а только те, которые связаны с получением государственным должностным лицом незаконных преимуществ и выгод от принятия решения, совершения действия (бездействия) по службе (работе).
Какая связь с коррупцией? Конфликт интересов – это одна из наиболее актуальных проблем в сфере борьбы с коррупционными проявлениями. Сам факт его возникновения уже считается коррупционным риском, так как может привести к совершению государственным должностным лицом коррупционного преступления либо правонарушения, причинить вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства в целом.
Помимо государственных служащих к государственным должностным лицам относятся лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства.
Зачастую конфликт интересов возникает, когда государственное должностное лицо, принимающее решение об использовании бюджетных средств, имеет какое-либо отношение к организации-претенденту на получение этих средств, в случае распределения их на конкурсной основе.
Например, высока вероятность возникновения конфликта интересов, если члены или руководители конкурсной комиссии, принимающей решение о распределении бюджетных средств, одновременно являются руководителями (учредителями) компаний, претендующих на финансирование.
С целью предупреждения возникновения коррупционных рисков для государственных должностных лиц статьями 17,18 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлены определенные ограничения, в том числе по занятию предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, а для государственных служащих законодатель дополнительно установил ограничение по управлению коммерческими организациями.
На практике данные ограничения не всегда соблюдаются государственными должностными лицами, и бывает так, что конфликт интересов способствует совершению правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений.
Совместная служба (работа) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников нередко способствует возникновению конфликта интересов, а в дальнейшем и коррупционным проявлениям.
Например, в государственной организации должность заведующего хозяйством занимает родной брат директора этого учреждения. В случае принятия директором организации решения о премировании сотрудников, в частности заведующего хозяйством, возникает ситуация, при которой личные интересы близкого родственника государственного должностного лица влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение им своих служебных (трудовых) обязанностей. Если директор учреждения не принимает мер по урегулированию конфликта интересов, то сохраняется коррупционный риск совершения им правонарушения, создающего условия для коррупции (например, предоставления своему брату необоснованной премии или материальной помощи, оказание содействия в их предоставлении и т.д.).
Для предотвращения коррупционных рисков статьей 27 Трудового кодекса Республики Беларусь и статьей 18 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлены ограничения по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников. В частности, запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
На практике конфликт интересов, как правило, наоборот возникает с ведома и по желанию государственного должностного лица – срабатывает принцип «своя рубашка ближе к телу». Однако, коррупционный риск при наличии конфликта интересов очень велик, поэтому работа правоохранительных органов, в том числе прокуратуры, по выявлению и пресечению возникновения конфликта интересов в государственных органах и организациях осуществляется непрерывно и, как правило, оказывается результативной.
Так, в 2019 году прокуратурой района установлены факты заключения договора подряда антикризисным управляющим Еремейчиком Е.В., договоров подряда со своим отцом Еремейчиком В.А. 11.10.2019 г. был заключен договор подряда в ОАО «Батаево», однако в данном договоре не было указано, какую работу будет выполнять подрядчик, сроки выполнения работы, цена работы определена «согласно акту выполненных работ». При проверке установлено, что вышеуказанный гражданин в составе строительной бригады выполнял работы по ремонту сараев. Также Еремейчиком Е.В. 11.05.2019 г. был заключен договор подряда со своим отцом Еремейчиком В.А. в ОАО «Липовка» на выполнение работ «ответственный за выпас в летне-пастбищный период».
Статьей 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Так, государственное должностное лицо при обнаружении признаков конфликта интересов обязано незамедлительно уведомить о нем своего непосредственного руководителя, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель же, в свою очередь, обязан принять неотложные меры по предотвращению или урегулированию возникшего конфликта интересов.
Главная задача для руководителя в этом случае – исключить причину возникновения конфликта интересов. Если конфликт интересов не будет своевременно разрешен, это может привести к ненадлежащему исполнению служебных обязанностей государственным должностным лицом, в частности, отсутствию беспристрастности и объективности при принятии решений и выполнении иных действий по службе (работе).
Уведомить о конфликте интересов или возможности его возникновения государственное должностное лицо обязано нанимателя в письменной форме. При этом уведомлять необходимо не только об уже возникшем конфликте интересов, но и о возможности его возникновения. О ситуации, в которой возможно возникновение конфликта интересов, государственному должностному лицу может стать известно, например, при составлении плана проведения проверок, в ходе обсуждения на совещании поручения, поступившего для исполнения, и т.д.
Вместе с тем, необходимо отметить, что конфликт интересов, равно как и возможность его возникновения – это объективно существующая, а не предполагаемая ситуация. Для констатации ситуации конфликта интересов или возможности его возникновения нужно установить реально существующий личный интерес и конкретное решение или иное действие по службе (работе), на которую данный интерес влияет или может повлиять.
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, является основанием для привлечения указанного должностного лица к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения).
Никто из государственных должностных лиц не застрахован от возможности возникновения на работе (службе) конфликта интересов, главное при его возникновении – действовать в установленном законом порядке урегулирования конфликта интересов и не допускать нарушений антикоррупционного законодательства.
Олег ЛИМАРОВ,
прокурор Хотимского района

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
captcha
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: