Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности
20.12.2021
С ранних лет знают о безопасности
20.12.2021
Показать все

Создай надлежащие условия для работника и дай ему свободу

Дорогие читатели! Заканчивается 2021 год, а в месте с ним и мой проект «Сельчанка» – о целеустремленных и интересных женщинах глубинки. Рад был, если их судьбы вас удивили еще больше. Я слушал монологи доярки, библиотекаря, телятницы, работника культуры, экономиста… Их, как показал наш проект, на селе очень много. Они абсолютно разные. Прежде всего по своим характерам, взглядам, убеждениям. Однако все-таки едины в одном – верности профессии. Нередко выбранной еще в юности и определившей их жизнь и судьбу.

Два года, на протяжении которых существовал проект, позади. Вернее, почти позади. Мне тут при встрече мужчины намекнули, что пора и о них вспомнить. Возможно, они и правы. Надо двигаться вперед, проект ставим на консервацию, но у нас есть еще одна возможность – полосу декабрьского номера «ШК» посвятить сельской женщине. Только вопрос, кому? Из какой сферы? Мысли прервал звонок от Ольги Герасимовны, родной тети, моего первого учителя. Вспомнили с ней и школьные годы. Он и определил выбор в пользу героини этой профессии, без которой человечество просто не может обойтись. Хотя и понимал, что, во-первых, писать о человеке, его жизни, мировоззрении всегда непросто. А во-вторых, если же речь идет об учителе, задача усложняется в несколько раз. Тем более, если учитель руководит школой.
Наталья РОМАНОВСКАЯ, директор Забелышинской средней школы – талантливый, эрудированный, глубоко порядочный и интеллигентный человек. Так характеризуют ее руководство отдела по образованию, спорту и туризму райисполкома и коллеги учебного заведения. В этом убеждаешься и при личной встрече. В своей работе руководствуется правилом: «Создай надлежащие условия для работника и дай ему свободу».
– Учительство – большая часть моей жизни, люблю и дорожу своей профессией, а первое воскресенье октября каждого года встречаю как второй день рождения. Вообще, чтобы успешно реализоваться в любом деле, надо отдаваться ему всей душой, надо его безумно любить. И неважно, кто ты – учитель, врач или агроном… Также необходимо саморазвитие: расти, совершенствоваться, соответствовать времени. Не быть просто учителем-урокодателем. Поколения детей меняются, следовательно, к каждому следующему нужен новый подход.
Какими качествами должен обладать настоящий учитель, чтобы его любили дети и уважали взрослые?
– Учитель не может состояться без любви к ребенку. Завоевывать авторитет не криком, не постоянными нотациями, а просто любя бесконечно. Если человек переходит на крик, значит у него нет нужных слов. Цель учителя – влюбить школьников в свой предмет. Например, химия многим интересна: одни изучают ее, чтобы повысить уровень общего развития, другие – чтобы, скажем, поступить в медицинский университет. Моя цель – влюбить в математику, я окончила физмат Могилевского педагогического института им. А. А. Кулешова. Важнейший базовый предмет. Он учит мыслить, логически рассуждать, аргументировать, доказывать и т. д. Но все это: логические рассуждения, аргументация, доказательства – осуществляется при помощи языка. Задача учителя литературы – привить молодым людям вкус к чтению, научить их понимать и любить этот предмет, извлекать из прочитанного важнейшие для жизни уроки. Каждый из них важен по-своему. Если педагог любит свой предмет, «вкусно» его преподает, дети к нему потянутся.
Наталья Александровна, вы преподавали в Тростинской средней школе, работали там же директором, несколько лет назад вам предложили возглавить Забелышинскую среднюю школу. Легко ли вам далось согласие на такой ответственный пост?
– Я ведь выросла здесь, выпускница этой школы. На момент назначения некоторые из работающих педагогов учили когда-то меня. Приведенные аргументы, чтобы возглавить коллектив, мне показались убедительными, хотя сомнения и присутствовали. Немаловажным фактором было и то, что мою кандидатуру поддержал Иван Григорьевич Костров, бывший директор школы. Это для меня важно. На каком месте бы ни работала, какие бы обязанности ни возлагались на меня, везде стараюсь выкладываться по полной. Но считаю, в любых обстоятельствах важнее оставаться человеком. Например, в отношении родителей, детей никогда не принимаю резких решений. Даю себе и второй стороне время, чтобы все взвесить. Время показало: решения, принятые не в горячке, а обдуманные, оправданы, ни для кого не болезненны.
– В школе крепкий и сплоченный коллектив, по итогам районного соревнования занимающий самые высокие места, о спортивных достижениях учащихся знает вся страна, выпускники поступают в престижные вузы, классы оснащаются современной техникой. Что для вас предмет гордости?
– Ценю и уважаю каждого педагога, ученика, горжусь их личными, профессиональными достижениями. Вы точно подметили: у нас сплоченный коллектив, отличные педагоги, творческие личности, от которых многому можно научиться. Этим горжусь особо. Таким он стал при Иване Григорьевиче, мне оставалось только продолжить начатое им дело, может быть где-то подшлифовать некоторые моменты. Добавлю, школа стала семьей, у нас ценится командный дух.
Как считаете, что важнее: дать ученику набор знаний или воспитать человека-гражданина?
– Нужен багаж знаний, который можно применить в жизни, нужно, чтобы ребята вышли со школы со сформированной системой ценностей, миропонимания, норм, стереотипов. Чтобы они гордились своей страной. Чтобы понимали: в жизни одних знаний мало – надо стать настоящим гражданином. Учителя, которые не только обучают предмету, а воспитывают граждан, – истинные педагоги. Ведь можно даже урок физики или математики построить так, чтобы ученики не только тему поняли, но и обогатились духовно.
Почему сейчас много говорится о патриотизме, есть примеры, когда не встают при исполнении гимна страны. Предположу, что на каком-то этапе в образовании важное упустили. Неправильно объявлять декаду патриотического воспитания, организовывать уроки с элементами патриотизма, а через десять дней забывать об этой теме до следующего напоминания. Научить любить Родину можно только на собственном примере, и об этом надо постоянно помнить.
Вторая причина, вероятно, идет из семьи. Родители с детства прививают ребенку любовь к своей стране, уважение к старшим и показывают истинные ценности в жизни.
– Наталья Александровна, учитель не может быть вне политики, потому что она пронизывает все слои нашей жизни. Живем в непростое время, когда белое пытаются сделать черным, расшатать общество, навязать сомнительных героев…
– Очень переживаю за происходящее в стране. Уверена, сможем справиться с этой опасностью. В такие периоды возрастает роль учителя, который должен помочь ребенку (а если надо, то и его родителям) не оступиться, не наделать ошибок. Рассказать, что истинные герои – те, кто добросовестно делает свою работу, исполняет воинский, долг. Люди, любящие свою страну, создают, а не разрушают, объединяют, а не вносят раздор, пашут землю, выращивают хлеб, а не выходят на митинги.

Александр Лейчинский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
captcha
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: