В восточной части деревни Тростино находится здание Свято-Онуфриевской церкви, ныне заброшенное. Впервые за долгие десятилетия 25 июня 2016 года к Свято-Онуфриевскому храму был совершен Крестный ход прихожанами Свято-Покровского храма г.п. Хотимска, в честь памяти (25 июня) Онуфрия Великого.  В Крестном ходе приняли участие более 30-ти человек разного возраста. Самой младшей, Екатерине — 10, самым старшим — Анне Афанасьевне Гордиенко и Николаю Михайловичу Дякову около — 80-ти. Господь всем дал силу, все дошли благополучно, несмотря на 30-ти градусную жару и расстояние (13 км), чтобы совершить молитву рядом с заброшенным храмом. Шествие было возглавлено настоятелем Свято-Покровского храма иереем Павлом и иереем Прусинского храма отцом Георгием. В Тростино их встречали местные жители.

Крестный ход.

 «При императоре Константине Великом христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру. Он первый изготовил прекрасный золотой крест, украшенный драгоценными камнями и бисером. Его носили перед полками воинов как символ божественного заступничества. Отсюда пошел обычай: в особо торжественных случаях выносить крест из храма и совершать перед ним богослужения.

Помимо церковных праздничных крестных ходов, проводят и чрезвычайные, чтобы испросить милости у Бога в связи с какими-либо бедствиями. Например, крест и иконы выносили раньше на поля во время засухи и безветрия. Когда разражались тяжелые эпидемии чумы, холеры, обязательно обходили города и селения с чудотворными иконами. Присутствие Креста Господня и святых икон и кропление священною водою очищают воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляют темные силы и приближают светлые».

Храм в честь Онуфрия Великого. Историческая справка.

«В документах 1662 г. упоминается, что село Тростино было подарено в вечное пользование знаменосцу польского войска Кершневскому. Приблизительно в то время, во второй части XVII века, для проживающих в деревнях Тростино, Забелышин, Ельня шляхтичей местным помещиком была построена католическая каплица. После разделов Речи Посполитой, когда земли Беларуси были присоединены к Российской империи, капличка была заброшена.

После отмены крепостного права у православных стал появляться большой интерес к вере, грамоте. В это время жители Тростино и окрестных деревень (Будочка и Шелодоновка) были прихожанами Хотимской церкви. Им приходилось преодолевать десятки километров, чтобы попасть на службу. Прихожане поддерживали церковь, каждый год после уборки урожая вносили церковный сбор.

В это время деревня Тростино относилась к Хотимской волости, а Мужичок — к Забелышинской. Граница между волостями проходила по реке Тростинке, которая разделяла деревни. В деревне Мужичок приблизительно в это время начато строительство Свято-Никольской церкви. В то время жители одной волости не могли являться прихожанами церкви другой волости. Это ещё одна причина, по которой деревне Тростино нужна была своя церковь.

Большую роль в придании храму «второй жизни» сыграл местный житель Федот Самохвалов. Он написал прошение в Синод о желании прихожан пристроить деревянный сруб к капличке. А в это время кто-то из уроженцев Хотимска служил в Синоде. Прошение было удовлетворено, и после отмены крепостного права (дата неизвестна) на средства прихожан к каплице пристроили деревянную часть здания (восточную), просторное крыльцо. Здание передано православным верующим, и с этого времени капличка известна как Свято-Онуфриевская церковь. Интересен тот факт, что в эту церковь священники шли служить с большой охотой. Секрет заключался в том, что церкви здесь принадлежали плодородные земли, что позволяло иметь больший доход.

Несколько слов скажем о личности Федота Самохвалова. От помещиков Лапы и Гуминского он научился грамоте и был одним из немногих грамотных людей в деревне. После отмены крепостного права Федот стал наемным учителем. Известно, что он имел большую семью, некоторое время служил священником Свято-Онуфриевской церкви. Сын Федота Тимофей после окончания духовной семинарии также был здесь священником, потом переехал в Украину. Прах Федота Самохвалова покоится у алтаря Свято-Онуфриевской церкви.

В дореволюционное время священником здесь служил Савинич. В 1930-ые годы церковь подвергалась актам вандализма, церковные кресты сброшены. В советское время здание занимал сельский Дом культуры. На сегодняшний день здание находится в запустении».

До настоящего времени сохранена храмовая икона Онуфрия Великого, которая сейчас находится в г. Киеве (Украина). Хранится она у Туликова Александра. В своё время эту икону передала ему бабушка Туликова Татьяна Яковлевна. Недавно состоялся телефонный разговор с Александром Леонидовичем, выяснилось, что он будет совсем не против вернуть икону на родину, в случае, если будет принято решение храм отреставрировать.

Историческая справка:

«Преподобный Онуфрий Великий шестьдесят лет прожил в полном одиночестве,  много скорбей и искушений претерпел за это время. Он был одним из тех славных пустынножителей, укрывшихся в дикой живописной Фиваидской пустыне, что в Египте, которые в IV веке, во времена императоров Констанция и Валента, пламенною молитвою, постом и покаянием защищали святую веру христианскую, гонимую еретиками-арианами. Онуфрий».

Тамара Кравцова, жительница д. Тростино

Print Friendly, PDF & Email

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ