На заседании десятой сессии пятого созыва Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 9 декабря 2015 года рассмотрен и одобрен проект Лесного кодекса Республики Беларусь (далее — проект Кодекса). Предварительно новый проект Кодекса рассмотрен на заседании Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению, принятый Палатой Представителей Национального собрания Республики Беларусь 3 декабря 2015 года.

Проект Кодекса комплексно регулирует отношения в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и направлен на рациональное (устойчивое) использование лесных ресурсов, сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов.

Проектом Кодекса:

– дополняются полномочия Главы государства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе по вопросам функционирования государственной лесной охраны Республики Беларусь, установления таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного лесам, а также утверждению Правил реализации древесины на внутреннем рынке;

– комплексно урегулированы вопросы отпуска древесины на корню, предоставления участков лесного фонда в аренду для осуществления лесопользования, распределения лесов на группы и категории защитности лесов, которые в настоящее время закреплены указами Президента РБ от 7 мая 2007 г. №214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства», от 7 июля 2008 г. №364 «Об утверждении Положения о порядке распределения лесов на группы и категории защитности, перевода лесов из одной группы или категории защитности в другую, а также выделения особо защитных участков леса», от 9 сентября 2009 г. №444 «Об утверждении Положения о порядке предоставления участков лесного фонда юридическим лицам в аренду и (или) пользование для осуществления лесопользования»;

– вводится новая классификация деления лесов на категории (проектом Кодекса все леса в зависимости от выполняемых функций подразделяются на 4 категории: природоохранные леса, рекреационно- здоровительные леса, защитные леса, эксплуатационные леса);

– конкретизируется порядок отнесения лесов к категориям и перевода их из одной категории в другую;

– уточняются особенности ведения лесного хозяйства и лесопользования в лесах различной категории защитности, пограничной зоне и пограничной полосе, зонах радиоактивного загрязнения, на участках лесного фонда, предоставляемых для нужд обороны;

– определяется перечень документов, на основании которых возникает право лесопользования;

– закрепляется ряд дополнительных требований по воспроизводству лесов в области лесовосстановления и лесоразведения, семеноводства лесных растений, производства, реализации и использования семян лесных растений, выращивания посадочного материала лесных растений, проведения уходов за лесными насаждениями, перевода лесных насаждений в категорию ценных и лесных насаждений;

– уточняются полномочия, права и обязанности субъектов отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

– усиливаются требования к охране и защите лесов. В частности, на территории лесного фонда вводятся запреты на: возведение, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт объектов захоронения, обезвреживания, хранения отходов (за исключением санкционированных мест временного хранения отходов); складирование снега, содержащего песчано-солевые смеси, противоледные реагенты; мойку транспортных и других технических средств; размещение скотомогильников; устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных; складирование удобрений и средств защиты растений; загрязнение лесов сточными водами, химическими и иными веществами, размещение отходов; хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на леса или при осуществлении которой возникает опасность причинения вреда лесам в будущем. Кроме этого определяется перечень объектов постоянной лесосеменной базы, селекционно-генетических объектов на участках лесного фонда.

Действующий Лесной кодекс Республики Беларусь проектом Кодекса признается утратившим силу.

Нормы проекта Кодекса не противоречат Конституции Республики Беларусь. Вместе с тем, проект Кодекса содержит положения, расходящиеся с отдельными положениями указов Президента Республики Беларусь, в связи с чем в установленном порядке получено согласие Главы государства на его внесение в Парламент.

Владимир ПИНЧУК,

член Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь

Print Friendly, PDF & Email

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ