Темы

Каб захаваць спадчыну нашых продкаў

Каб захаваць спадчыну нашых продкаў
Сохранение народных промыслов и ремесел – важное дело. Ты не знаешь, чему удивляться, когда заходишь в Берёзковский СДК, где находится фольклорно-этнографический музей, – то ли вышитым коврам, то ли женским народным костюмам, то ли старинной утвари. В фонде большое множество экспонатов. Представлены не только собранные в Берёзках, но и особенности материальной и духовной культуры Хотимщины из ближайших деревень: история сельского быта, ремесел, земледелия, льнообработки, ткачества, вышивки, обрядов и народного творчества.
Рушники, ступа, ткацкий станок, старинные иконы, самопрялка, чесала, старинные газеты, люлька, деревянный циркуль. А еще об истории деревенского быта свидетельствуют утюги, ухваты, керосиновые лампы, маслобойка, стиральная доска.
Хранителем славной истории хотимской земли является наш фольклорно-этнографический музей, – начал рассказ директор Берёзковского СДК Александр Захаренко. – Здесь мы собираем вещи, изучая которые можно оживить прошлое. Функция музея – сохранить для потомков предметы материальной культуры. Уже 2 года музей находится в агрогородке Березки, а до этого был в деревне Енаполье. И собрал всё это в одном месте житель деревни Берёзки Евгений Савин.
Евгений Васильевич трудится в сельском доме культуры аккомпаниатором, но помимо творческой тематики серьезно интересуется историей родного края. Сам родом из деревни Забелышин, увлекся краеведением еще в детские годы. Музей он стал создавать около 16 лет назад, причем изначально такой цели перед собой даже не ставил:
– Никто меня не просил этого делать, как-то само всё пришло, – рассказывает Евгений Васильевич. – Решил собирать, чтобы не пропало это добро, бережно хранимое жителями деревень Роскошь, Владимировка, Молотовка, Березки, Ельня, Клин и другие. Мои бабушка с дедушкой жили на хуторе в деревне Забелышин. Практически все рабочие инструменты были самодельные. Что-то ломалось, а после складывалось на чердаке дома, я любил туда лазать, играть с самопрялкой, – добавляет собеседник. – Первое, с чего начал собирать, это был старинный утюг, который отдала одна бабушка, сказав: «Бери, деточка, что мне им орехи колоть? Всё равно зубов нет!». Как забрал утюг, так и понеслось. Ещё до Енаполья я работал в музее в Белынковичах художественным руководителем, там мы ходили в Красный поселок, и нашли старинные коврики. Принесли их в музей, постелили – такая красота получилась. Так постепенно и начали собирать. На велосипедах разъезжал по домам. Спрашивал про старинные вещи, кто-то отдавал, а кому-то было жалко расставаться с семейной реликвией.
Односельчане, близкие, знакомые, зная увлеченность Евгения Васильевича и Александра Сергеевича, помогают им, пополняя музей раритетами из заброшенных чуланов, пыльных чердаков и захламленных сараев. Так однажды в коллекции появился первый женский костюм, который принесла бабушка из деревни Советская. На вид скромный, повседневный. Уже давно и хозяйки нет, а костюм есть.
Хочется отметить, что особое место и внимание в музее отводится коллекции женских костюмов. Здесь представлены оригинальные предметы одежды. В начале ХХ века жительницы Хотимского района изготавливали для себя удивительной красоты платья. Уже тогда были доступны различные материалы, но из-за высокой стоимости фабричной ткани ее использовали только для отдельных элементов.
Мастерицы украшали мужские и женские сорочки черно-красной вышивкой. После женщины стали сочетать нити мулине с обычными нитками – рисунок получался очень ярким и не линял от многочисленных стирок. Важный элемент в традиционном белорусском женском костюме занимал фартук. С подросткового возраста девочка в обязательном порядке носила фартук, поскольку он являлся оберегом женского лона. Первое, что начинали ткать и вышивать девочки в свой костюм был фартук. По тому, как был соткан или вышит фартук, судили о художественных способностях и мастерстве девушки, будущей невесты, жены, хозяйки. Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневном костюме, но и являлся обязательным элементом праздничного костюма.
Продолжая знакомство с еще одной реликвией, Евгений Васильевич показал ритуальную мужскую рубашку со «святочным» орнаментом, в которой мужики выходили на первый покос. Есть и менее примечательная, но не менее важная вещь мужского гардероба – рубашка «дерюга», её отдала жительница деревни Клин. Название вещи говорит само за себя, ведь она, как в народе говорили «драла кожу», оттуда и название. Льняные изделия ранее обладали необычайной стойкостью материала, поэтому и сейчас рубашка выглядит совсем как новая.
 – Летопись нашего края несут и рушники – каждый имел свой орнамент и своё предназначение. В каждом селе и ткали рушники. Это не удивительно, ведь они носили ритуальный характер. На первый взгляд может показаться, что все они  одинаковые. На самом деле – рисунок рушника никогда не повторяется в точности. Да и не возможно было это сделать, – рассказывает Александр Сергеевич. – Во-первых, каждый рушник – это единичное изделие ручной работы , а во-вторых, в семье их было несколько десятков и предназначались они для различных случаев жизни. Орнамент должен был соответствовать назначению. Хранятся в музее свадебные рушники, на которых изображали дубовые листья с желудями, символизирующие мужество, мужскую силу и мудрость.
Сотрудники музея находятся в постоянном поиске новых открытий, материалов, экспонатов. Часто выдвигаются в экспедиции по ближайшим деревням. В заброшенных домах находят много чего удивительного. Одна из последних находок: маленькое девичье платье, которое в дар музею подарила местная жительница. Мастер такой редкой вещи – Щепилина Евдокия. Некогда она изготовила платье для внучки, а теперь такая красота храниться в музее. Нашли и деревянные чемоданы, с которыми вернулись односельчане с войны. Ценным экспонатом является столетняя самодельная гармошка, её оставили хозяева на чердаке в деревянном чехле. Сейчас портрет мужа и жены этой вещи висит на самом видном месте в музее. Когда-то хозяин играл на гармошке в клубе, а жена била в бубен. Вот такая связь поколений.
– Многие экспонаты и выставки требуют постоянной основы. Почти на всё 2-3 экземпляра. Но основная проблема нашего музея, как и многих других, – ограниченность площади. Жители предлагают нам предметы мебели, но нам их некуда ставить. А так хочется сохранить, чтобы было, чтобы молодое поколение знало историю, видело и могло потрогать. Радует глаз, когда на экскурсии маленькие детки рассматривают старинные вещи, спрашивают, интересуются. Как-то девочка, заприметив, деревянную люльку, спросила «Что это за корыто?», а я ей и объяснил, что раньше в таком приспособлении колыхали малышей. Конечно, сейчас они такого ни в одном доме и не увидят. С особым интересом дети меряют лапти, не понимая, как это так люди раньше их носили. Вот поэтому важно рассказывать и показывать. Ну а для начала все эти вещи нужно найти.
Признаюсь, что, побывав в фольклорно-этнографическом музее в Берёзках, почувствовала то, с какой любовью к своему краю, своим предкам собирался и создавался этот музей. Есть такое высказывание «Глаза умеют говорить», так вот в глазах этих двух мужчин я увидела бескрайнюю любовь к своему делу. Любой желающий может это проверить, если не поверит мне на слово. Отправляйтесь туда. У самого порога вас радушно встретят и начнут рассказ о жизни наших предков. Кто-то только узнает, а некоторые вспомнят, что такое кут, и почему на «святочном» столе не ели, откуда брался хлеб, и как делали нитки, а после пряли и шили одежду, покрывала, ковры наши прабабушки. Посмотрите альбом с портретами мастеров, давших в дар музею вещи. Посидите на самодельной старинной табуретке за круглым столом, некогда собиравших всю большую чью-то семью. Поверьте, вы не останетесь равнодушными и захотите вернуться туда снова. Ведь музей работает для того, чтобы, как сказал Евгений Васильевич, «Захаваць спадчыну нашых продкаў».
Юлия ФРОЛОВА.
Фото автора

Последние новости

В районе

С 7 по 17 мая на территории Хотимского района проводится Декада детской безопасности

10 мая 2024
Читать новость
В районе

С 10 по 15 мая ГАИ проводит профилактические мероприятия «Пьяному и бесправному не место на дороге!»

10 мая 2024
Читать новость
Актуально

В Хотимске состоялся велопробег, приуроченный к празднованию Дня Победы

9 мая 2024
Читать новость
Актуально

Хотимщина отмечает 9 Мая

9 мая 2024
Читать новость
Актуально

Хотимск 9 Мая в лицах (фото)

9 мая 2024
Читать новость
Актуально

Флешмоб “Победный май”

9 мая 2024
Читать новость
Актуально

В День Победы хотимчане у Братской могилы почтили память погибших в годы Великой Отечественной войны (фото)

9 мая 2024
Читать новость
Актуально

Праздничное шествие по центральной улице Хотимщины символизирует единство и сплоченность нашего народа (фото)

9 мая 2024
Читать новость
Актуально

Фотофакт: Празднование Дня Победы в Хотимске началось с “Вальса Победы” и выступления мажореток на площади Ленина

9 мая 2024
Читать новость
Актуально

Хотимчане присоединились к празднованию Дня Великой Победы (фото)

9 мая 2024
Читать новость

Рекомендуем

Происшествие

В Костюковичах машина насмерть сбила подростка на велосипеде

3 мая 2024
Стрелка вверх
Актуально

Фотофакт: концертная программа, посвященная Международному дню танца “Наш танцевальный мир”

29 апреля 2024
Стрелка вверх
Актуально

Фотофакт: Хотимщина отмечает Праздник Труда

1 мая 2024
Стрелка вверх
Актуально

Сегодня в Хотимске состоялась торжественная церемония вручения сертификатов о занесении на районную Доску Почета (фото)

30 апреля 2024
Стрелка вверх
Актуально

Встреча трех поколений работников АПК состоялась в Хотимске

29 апреля 2024
Стрелка вверх
Актуально

Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Сергей Давыдов посетил Хотимск

6 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Куда обращаться, если стал свидетелем “художеств” в подъездах?

29 апреля 2024
Стрелка вверх
БелТА: в стране и мире

Лукашенко посещает Костюковичский район

30 апреля 2024
Стрелка вверх