Территориальная оборона государства

В большинстве государств именно на территориальные войска возлагаются задачи прикрытия мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, охрана стратегических объектов и элементов военной и гражданской инфраструктуры, собственно ведение территориальной обороны.
В Республике Беларусь созданы Вооруженные Силы, которые способны решать задачи по обороне государства от агрессивных посягательств извне комплексно, качественно, профессионально. Для этого у них есть все необходимое.
Одновременно с Вооруженными Силами в системе обеспечения военной безопасности важная роль отведена территориальной обороне.
Как подчеркнул Глава государства – именно «системная подготовка территориальных войск послужит хорошим подспорьем для дальнейшего развития военного потенциала государства, усилит значимость Вооруженных Сил, которые должны играть ключевую роль в обеспечении безопасности страны».
Соответственно, территориальные войска не подменяют Вооруженные Силы, а их роль в обеспечении обороноспособности государства вполне можно охарактеризовать формулой — «не вместо, а вместе».
Кроме того, территориальная оборона Республики Беларусь, способствует освобождению армии от выполнения несвойственных ей задач, которые придется однозначно решать при введении военного положения и военных действий. Например, задачи по охране коммуникаций.
Эти положения в полной мере соответствуют нормативным актам, регламентирующим организацию территориальной обороны Республики Беларусь, важнейшим из которых является Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о территориальной обороне Республики Беларусь».
Территориальная оборона является важнейшей составной частью мероприятий, осуществляемых в соответствии с Планом обороны страны.
Ее целями являются:
придание обороне государства всенародного характера;
повышение возможностей военной организации государства по защите суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;
создание условий для устойчивого функционирования государственных органов и организаций, экономики, объектов инфраструктуры и жизнедеятельности населения Республики Беларусь при возникновении военной угрозы и в военное время.
Для выполнения этих целей сформированы силы территориальной обороны, к которым относятся территориальные войска, а также специально выделяемые в соответствии с законодательством для решения задач территориальной обороны соединения, воинские части внутренних войск Министерства внутренних дел, территориальные органы внутренних дел, военизированная охрана организаций, находящихся на соответствующей территории.
Непосредственно территориальные войска организационно состоят из воинских частей и подразделений. Структура и численность войск утверждаются Президентом.
Развертывание территориальных войск происходит только в угрожаемый период, как и развертывание всех Вооруженных Сил, осуществляющих необходимые мобилизационные мероприятия в случае реальной военной угрозы.
Соответственно, система территориальной обороны не влечет значительного расходования средств и является наиболее экономичным способом поддержания обороноспособности государства.
В Беларуси создана достаточно гибкая система управления территориальной обороной, которая находится в постоянном развитии. Создано семь зон территориальной обороны, территориально соответствующих областям и городу Минску.
Говоря о перспективе, становится совершенно очевидно, что дальнейшее развитие территориальной обороны и ее подготовка будут всецело подчинены главному — обеспечению безопасности личности, общества и государства в любое время и в любых условиях.
Каждый человек должен уметь защищать себя, свою семью, предприятие, на котором трудится, местность, на которой живет, а значит, и государство, гражданином которого он является.
Необходимо формировать понимание у самых широких слоев общественности, что территориальная оборона — это веление времени. Ее элементы уже сейчас должны присутствовать в системе национальной безопасности государства.

