Темы

Вся жизнь в одной профессии

Вся жизнь в одной профессии

У Николая Курзенкова на первый взгляд простая, но в то же время интересная и поучительная трудовая биография. В этом человеке чувствуется основательность и надежность, заложен крестьянский стержень.

Поездка в деревню на малую родину на Мстиславщину отнимает немало сил. Во-первых, сам путь с пересадками и сменой транспорта – автобус-поезд-велосипед – трудоемкий процесс, во-вторых, родительский дом, огород и окружающая вокруг территория требует постоянного ухода. А осенью добавляют хлопот деревья, украшающие двор. Клен, конечно, дерево красивое, как в летний период, так и на начало осени. Но в пору листопада кленовая аллея доставляет забот и заставляет поднапрячься для работы с использованием орудий ручного труда, чтобы не переносить октябрьские хлопоты на весну. Но при этом все равно чувствуешь удовлетворение от проделанного, от традиционного посещения с одноклассниками деревенской баньки, и обратный путь уже не кажется таким уж долгим и нудным.

Вот и Хотимск после очередного вояжа показался вдали, а мои размышления прервал телефонный звонок. На экране высветилась знакомая фамилия. Зная этого человека, занимающего ответственный пост во власти, понял, что разговор пойдет не о погоде и не о моем настроении. Косяков за собой не чувствовал, поэтому напряжения не было, да и голос звонившего был доброжелательным, собрался выслушать предложение или пожелание. И оно последовало. В связи с профессиональным праздником автомобилиста, хотя до него еще было около месяца, собеседник предложил написать о водителе, у которого, на первый взгляд простая, но в то же время интересная и поучительная трудовая биография. Например, когда проходил срочную службу в армии, был личным водителем советского генерала. Отсюда после мобилизации на гражданку народная молва сразу повысила его в звании со старшины до генерала.
Впрочем, Николай Курзенков, а речь идет о водителе ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Хотимского района» не возражал против такого повышения.
Работа СМИ настолько хороша, насколько хороши источники информации. В данном случае сработала обратная связь между газетой и читателем. На такие сообщения ответил бы, как отвечали столетия назад: «Благодарен за предложения. Прошу продолжать. Желание будет исполнено».
С Николаем Васильевичем судьба свела меня четыре с половиной года назад. Спокойный, рассудительный, со своей точкой зрения на происходящие события в стране и мире. Чувствовались в этом человеке основательность и надежность, как говорят в народе, заложен в нем крестьянский стержень. Потом года через два, при подготовке материала о бывшем председателе колхоза им. Карла Маркса Василии Лутченкове, среди других тружеников хозяйства доброе слово было сказано и в адрес Курзенкова. Надо было пройти еще два года, чтобы мы теперь смогли с ним поговорить о жизни, глядя глаза в глаза.

– Николай Васильевич, начнем с крестьянских корней?
– Здесь ничего нового я вам не сообщу. Все как у многих моих сверстников того времени. Родился в деревне Канава. Кто здесь был, возможно на нашу улицу и не заглядывал, она растянулась на несколько сот метров в сторону Розальмово и стоит как бы особняком от центральной части деревни. Не случайно часть ее жителей устраивалась работать на розальмовский кирпичный завод. Большинство же трудились в колхозе, названного в честь одного из основателей марксизма-ленинизма, а бюст Карла Маркса был установлен в тени деревьев перед сельским Домом культуры и конторой хозяйства. С развалом Советского Союза убрали и бюст с постаментом. Куда? Об этом история умалчивает. Мама трудилась на ферме дояркой, отец – в полеводческой, строительной бригадах. Был хороший плотник и инструмент у него всегда находился в «исправном» состоянии. Наточен, отлажен и следил он за ним внимательно и с определенной ревностью. Однажды я попробовал взять его личный топор для того, чтобы вытесать клюшку. Делал это, наверное, неуклюже, поэтому попало тогда по полной. Этот урок запомнил на всю жизнь.

– И все же вы связали свою жизнь с техникой?
– Да, в основном всю трудовую жизнь, а это 33 года, провел за баранкой автомобиля, в том числе и во время прохождения службы в Советской армии. Среднюю школу оканчивал в Боханах, откуда учеников старших классов возили в УПК СШ №2, где проходили обучение тракторному делу. В Хотимске получил права тракториста-машиниста, а после учебы в ДОСААФ приобрел свою основную профессию – водитель.

– Выходит, права тракториста-машиниста не пригодились в жизни?
– Не совсем так. Несколько месяцев до армии работал в колхозе на тракторе Т-40, подвозил воду на пастбища. После демобилизации из армии возвратился на малую родину, где во время заготовки кормов с председательского УАЗИКа пересаживался на косилку. Видимо получалось неплохо, в районном соревновании отмечали, а о том времени напоминает подарок – телевизор с пультом управления. Тогда это была новинка и, к слову, до сих пор находится в рабочем состоянии. По ходу обучения в УПК во время жатвы работал несколько сезонов помощником комбайнера на СК-5. Обучение проходил у Владимира Барыбкина, мастеровитого комбайнера. Бывало до поздней ночи гуляешь на танцах, молодежи то было много, несколько часов поспишь и на машинный двор. Смазать все точки, почистить, просмотреть герметизацию и много других обязанностей лежало на помощнике.

– Николай Васильевич, однажды, было это лет 15 назад, во время районного семинара перед уборкой зерновых, председатель райисполкома попросил главных агрономов назвать и показать встречающиеся в комбайнах точки утечки зерна. А их, оказывается, насчитывается не один десяток. Вопрос тогда поставил в тупик технологов производства. Не в этом ли надо искать причины потерь? А как было в 80-е?
– Начнем с того, что современная техника в своем развитии намного ушла вперед. Мощная, комбайнеры не всегда выдерживают оптимальный скоростной режим, отсюда и потери. На СК-5 такого себе не позволяли. Скорость увеличить, конечно, могли, но механизмы сразу же забивались соломой, уходила масса времени, чтобы с помощью лома и других подручных приспособлений снова запустить их в работу. Второй момент. Перед уборкой комбайны проходили проверку на предмет потерь. Поэтому экипажи тщательно с помощью клея и специальной ленты герметизировали все возможные точки потерь, о которых комбайнеры прекрасно знали.
– Не каждому солдату дано почти весь свой срок службы возить полковника, а с присвоением звания и генерал-майора, командира стратегической тяжелой бомбардировочной дивизии воздушной армии стратегического назначения. Вам это удалось. Легкое ли это занятие, ежедневно исполнять приказы большого командира?
– Не знаю, почему выбор пал на меня. Может от того, что был из Белоруссии и к нам относились хорошо. Первая неделя стажировки была волнительной, а потом освоился. За время службы ни разу не допустил ляпсуса, иначе это было чревато последствиями. Надо учесть, что родом командир был из Чечни, по характеру горячий, но справедливый. Воспоминания о нем хорошие. Отпуск мне предоставляли два раза, причем каждый раз по месяцу. То есть, он уходил в отпуск и на этот период я тоже уезжал домой. Меня первым и демобилизовали. К тому времени Советский Союз трещал по швам, мой генерал ушел в политику, в 1991-м уволился в запас. Потом были известные чеченские события и много чего разного.
Двенадцать лет Николай Курзенков отработал в колхозе, председатели менялись чуть ли не каждый год, стабильности на тот момент никакой и решили они с женой переехать в Хотимск. Купили дом, устроился водителем в лесничество, супруга открыла свое дело. Через пять лет новый виток в трудовой биографии – водитель автобуса отдела образования, а теперь после преобразований новой структуры – ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Хотимского района». Недавно ему вручили ключи от нового автобуса. Надпись на нем гласит: «Дети», а это накладывает на него дополнительную ответственность за наше подрастающее поколение. Комфортабельный салон оборудован четырьмя камерами видеонаблюдения, максимальная скорость движения ограничена 60 км/час.
– За 15 лет многое изменилось в моей работе, – говорит Николай Васильевич. – Неизменным остается то, что главным контингентом для перевозки остаются дети: экскурсии, спортивные соревнования, в случае необходимости подмена коллег на районных маршрутах. Их интересует все: историко-культурный комплекс «Линия Сталина», мемориальный комплекс «Хатынь», мемориальный комплекс «Курган Славы», аквапарк в Жлобине, цирк в Гомеле и многое, многое другое. И это прекрасно, что у нас такая развитая, патриотически настроенная молодежь.

Александр Лейчинский.
Фото автора

Последние новости

Актуально

Лукашенко на ВНС. День второй. Прямой эфир

25 апреля 2024
Актуально

ВНС 25 апреля продолжает работу. Во Дворец Республики уже прибыла хотимская делегация!

25 апреля 2024
Общество

Социальные пенсии, надбавки и доплаты пенсионерам вырастут в Беларуси с 1 мая

25 апреля 2024
БелТА: в стране и мире

В Беларуси 25 апреля начинают выплачивать материальную помощь ко Дню Победы

25 апреля 2024
Актуально

ВНС 25 апреля продолжает работу. В повестке дня – утверждение Концепции нацбезопасности и Военной доктрины

25 апреля 2024
Общество

Внимание прием граждан и прямые линии

25 апреля 2024
Личность

Каким улицам Хотимска присвоены имена освободителей

25 апреля 2024
В районе

27 апреля в Хотимске состоится районный турнир по мини-футболу на призы генерал-майора Ивана Юркина

25 апреля 2024
Общество

В Беларуси с 1 мая вырастут госпособия семьям, воспитывающим детей

24 апреля 2024
Актуально

Фотофакт: Трудовые коллективы Хотимщины смотрят прямую трансляцию VII Всебелорусского народного собрания

24 апреля 2024

Рекомендуем

В районе

Начинается отправка молодого пополнения в ряды Вооруженных Сил РБ

22 апреля 2024
Происшествие

В ДТП в Хотимском районе погиб велосипедист

14 апреля 2024
Актуально

9 хотимчан отправятся в весенний призыв на срочную службу

19 апреля 2024
Актуально

Хотимчане принимают участие в Республиканском субботнике

20 апреля 2024
В районе

В Хотимском УКП «Жилкомхоз» прошла профилактическая акция по тестированию на ВИЧ-инфекцию методом экспресс-диагностики по крови

19 апреля 2024
Актуально

Медики в Березках знают секреты исцеления сердца и души

15 апреля 2024
В районе

В Хотимске прошла коллегия по сельскому хозяйству и продовольствию райисполкома, которую вел глава района Геворг Мелконян

16 апреля 2024
Актуально

Председателю Хотимского районного объединения профсоюзов Валентине Войтенко вручили юбилейную медаль

19 апреля 2024