Любимая, родная районная газета
02.11.2022
Берёзковская школа: вчера и сегодня
02.11.2022
Показать все

Вся жизнь в одной профессии

У Николая Курзенкова на первый взгляд простая, но в то же время интересная и поучительная трудовая биография. В этом человеке чувствуется основательность и надежность, заложен крестьянский стержень.

Поездка в деревню на малую родину на Мстиславщину отнимает немало сил. Во-первых, сам путь с пересадками и сменой транспорта – автобус-поезд-велосипед – трудоемкий процесс, во-вторых, родительский дом, огород и окружающая вокруг территория требует постоянного ухода. А осенью добавляют хлопот деревья, украшающие двор. Клен, конечно, дерево красивое, как в летний период, так и на начало осени. Но в пору листопада кленовая аллея доставляет забот и заставляет поднапрячься для работы с использованием орудий ручного труда, чтобы не переносить октябрьские хлопоты на весну. Но при этом все равно чувствуешь удовлетворение от проделанного, от традиционного посещения с одноклассниками деревенской баньки, и обратный путь уже не кажется таким уж долгим и нудным.

Вот и Хотимск после очередного вояжа показался вдали, а мои размышления прервал телефонный звонок. На экране высветилась знакомая фамилия. Зная этого человека, занимающего ответственный пост во власти, понял, что разговор пойдет не о погоде и не о моем настроении. Косяков за собой не чувствовал, поэтому напряжения не было, да и голос звонившего был доброжелательным, собрался выслушать предложение или пожелание. И оно последовало. В связи с профессиональным праздником автомобилиста, хотя до него еще было около месяца, собеседник предложил написать о водителе, у которого, на первый взгляд простая, но в то же время интересная и поучительная трудовая биография. Например, когда проходил срочную службу в армии, был личным водителем советского генерала. Отсюда после мобилизации на гражданку народная молва сразу повысила его в звании со старшины до генерала.
Впрочем, Николай Курзенков, а речь идет о водителе ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Хотимского района» не возражал против такого повышения.
Работа СМИ настолько хороша, насколько хороши источники информации. В данном случае сработала обратная связь между газетой и читателем. На такие сообщения ответил бы, как отвечали столетия назад: «Благодарен за предложения. Прошу продолжать. Желание будет исполнено».
С Николаем Васильевичем судьба свела меня четыре с половиной года назад. Спокойный, рассудительный, со своей точкой зрения на происходящие события в стране и мире. Чувствовались в этом человеке основательность и надежность, как говорят в народе, заложен в нем крестьянский стержень. Потом года через два, при подготовке материала о бывшем председателе колхоза им. Карла Маркса Василии Лутченкове, среди других тружеников хозяйства доброе слово было сказано и в адрес Курзенкова. Надо было пройти еще два года, чтобы мы теперь смогли с ним поговорить о жизни, глядя глаза в глаза.

– Николай Васильевич, начнем с крестьянских корней?
– Здесь ничего нового я вам не сообщу. Все как у многих моих сверстников того времени. Родился в деревне Канава. Кто здесь был, возможно на нашу улицу и не заглядывал, она растянулась на несколько сот метров в сторону Розальмово и стоит как бы особняком от центральной части деревни. Не случайно часть ее жителей устраивалась работать на розальмовский кирпичный завод. Большинство же трудились в колхозе, названного в честь одного из основателей марксизма-ленинизма, а бюст Карла Маркса был установлен в тени деревьев перед сельским Домом культуры и конторой хозяйства. С развалом Советского Союза убрали и бюст с постаментом. Куда? Об этом история умалчивает. Мама трудилась на ферме дояркой, отец – в полеводческой, строительной бригадах. Был хороший плотник и инструмент у него всегда находился в «исправном» состоянии. Наточен, отлажен и следил он за ним внимательно и с определенной ревностью. Однажды я попробовал взять его личный топор для того, чтобы вытесать клюшку. Делал это, наверное, неуклюже, поэтому попало тогда по полной. Этот урок запомнил на всю жизнь.

– И все же вы связали свою жизнь с техникой?
– Да, в основном всю трудовую жизнь, а это 33 года, провел за баранкой автомобиля, в том числе и во время прохождения службы в Советской армии. Среднюю школу оканчивал в Боханах, откуда учеников старших классов возили в УПК СШ №2, где проходили обучение тракторному делу. В Хотимске получил права тракториста-машиниста, а после учебы в ДОСААФ приобрел свою основную профессию – водитель.

– Выходит, права тракториста-машиниста не пригодились в жизни?
– Не совсем так. Несколько месяцев до армии работал в колхозе на тракторе Т-40, подвозил воду на пастбища. После демобилизации из армии возвратился на малую родину, где во время заготовки кормов с председательского УАЗИКа пересаживался на косилку. Видимо получалось неплохо, в районном соревновании отмечали, а о том времени напоминает подарок – телевизор с пультом управления. Тогда это была новинка и, к слову, до сих пор находится в рабочем состоянии. По ходу обучения в УПК во время жатвы работал несколько сезонов помощником комбайнера на СК-5. Обучение проходил у Владимира Барыбкина, мастеровитого комбайнера. Бывало до поздней ночи гуляешь на танцах, молодежи то было много, несколько часов поспишь и на машинный двор. Смазать все точки, почистить, просмотреть герметизацию и много других обязанностей лежало на помощнике.

– Николай Васильевич, однажды, было это лет 15 назад, во время районного семинара перед уборкой зерновых, председатель райисполкома попросил главных агрономов назвать и показать встречающиеся в комбайнах точки утечки зерна. А их, оказывается, насчитывается не один десяток. Вопрос тогда поставил в тупик технологов производства. Не в этом ли надо искать причины потерь? А как было в 80-е?
– Начнем с того, что современная техника в своем развитии намного ушла вперед. Мощная, комбайнеры не всегда выдерживают оптимальный скоростной режим, отсюда и потери. На СК-5 такого себе не позволяли. Скорость увеличить, конечно, могли, но механизмы сразу же забивались соломой, уходила масса времени, чтобы с помощью лома и других подручных приспособлений снова запустить их в работу. Второй момент. Перед уборкой комбайны проходили проверку на предмет потерь. Поэтому экипажи тщательно с помощью клея и специальной ленты герметизировали все возможные точки потерь, о которых комбайнеры прекрасно знали.
– Не каждому солдату дано почти весь свой срок службы возить полковника, а с присвоением звания и генерал-майора, командира стратегической тяжелой бомбардировочной дивизии воздушной армии стратегического назначения. Вам это удалось. Легкое ли это занятие, ежедневно исполнять приказы большого командира?
– Не знаю, почему выбор пал на меня. Может от того, что был из Белоруссии и к нам относились хорошо. Первая неделя стажировки была волнительной, а потом освоился. За время службы ни разу не допустил ляпсуса, иначе это было чревато последствиями. Надо учесть, что родом командир был из Чечни, по характеру горячий, но справедливый. Воспоминания о нем хорошие. Отпуск мне предоставляли два раза, причем каждый раз по месяцу. То есть, он уходил в отпуск и на этот период я тоже уезжал домой. Меня первым и демобилизовали. К тому времени Советский Союз трещал по швам, мой генерал ушел в политику, в 1991-м уволился в запас. Потом были известные чеченские события и много чего разного.
Двенадцать лет Николай Курзенков отработал в колхозе, председатели менялись чуть ли не каждый год, стабильности на тот момент никакой и решили они с женой переехать в Хотимск. Купили дом, устроился водителем в лесничество, супруга открыла свое дело. Через пять лет новый виток в трудовой биографии – водитель автобуса отдела образования, а теперь после преобразований новой структуры – ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Хотимского района». Недавно ему вручили ключи от нового автобуса. Надпись на нем гласит: «Дети», а это накладывает на него дополнительную ответственность за наше подрастающее поколение. Комфортабельный салон оборудован четырьмя камерами видеонаблюдения, максимальная скорость движения ограничена 60 км/час.
– За 15 лет многое изменилось в моей работе, – говорит Николай Васильевич. – Неизменным остается то, что главным контингентом для перевозки остаются дети: экскурсии, спортивные соревнования, в случае необходимости подмена коллег на районных маршрутах. Их интересует все: историко-культурный комплекс «Линия Сталина», мемориальный комплекс «Хатынь», мемориальный комплекс «Курган Славы», аквапарк в Жлобине, цирк в Гомеле и многое, многое другое. И это прекрасно, что у нас такая развитая, патриотически настроенная молодежь.

Александр Лейчинский.
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
captcha
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: