Журналисты районной газеты изучили меню школьных столовых. Каким оно должно быть?

Сегодня состоялось чествование ветеранов Хотимского РОВД
10.11.2022
Принять участие в университетских олимпиадах по биологии и химии приглашают 11-классников. Победители смогут поступить в медвузы без вступительных испытаний
11.11.2022
Показать все

Журналисты районной газеты изучили меню школьных столовых. Каким оно должно быть?

В Хотимске состоялся районный семинар по вопросам организации питания в учреждениях образования, на котором обсудили важность питания в школьных столовых, а также необходимость употребления завтрака перед занятиями.

Как показывает практика, большинство детей питается в школьной столовой. И это правильно. Но завтракают ли они перед школой, еще один немаловажный момент, на который родители должны обратить внимание. Ведь некоторые считают, если ребенок кушает в школьной столовой, кормить утром его необязательно. Но это не так. Родителям необходимо обратить особое внимание на то, чтобы их ребенок обязательно кушал перед школой, ведь его работоспособность и здоровье во многом зависит именно от этого. В социальной сети Instagram был размещен опрос: завтракает ли ваш ребенок утром перед походом в школу/садик? На что большая часть подписчиков ответили: да, всегда. Примерно поровну, 25 % и 28 % ответили иногда и никогда.

Ольга Куляцкая, старший инспектор отдела по образованию райисполкома:
– Школьное питание – залог здоровья подрастающего поколения. Хорошая организация школьного питания ведет к улучшению показателей уровня здоровья детей, учитывая, что большую часть своего времени они проводят в школе. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создает условия к их адаптации в современной жизни.
Вопрос улучшения качества питания в учреждениях образования находится на постоянном контроле местных органов власти, органов образования, госнадзора, прокуратуры. Постоянно проводится мониторинг организации питания в учреждениях образования и постоянно выявляются нарушения.
Типичными недостатками, установленными при проведении проверок, являются: наличие продуктов питания с истекшим сроком годности, продукты без документов, удостоверяющих их качество, нарушения технологии приготовления блюд, излишки и недостачи готовых блюд и изделий, продуктов питания, несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства в части соблюдения условий и сроков хранения пищевых продуктов и другие нарушения. За все выявленные нарушения к дисциплинарной ответственности привлекаются руководители учреждений образования и ответственные лица.

Людмила Даниленко, технолог ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций района»:
– Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты – источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи: капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту. За день школьники должны выпивать не менее одного – полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак – ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел, как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьников.
Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши, лучше всех зарекомендовала себя овсянка. Это могут быть макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.
Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников – это жиры. На их долю приходится от 20 до 30 % от общих суточных затрат энергии.
В рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка – смесь трудно перевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.
Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, также как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость.
Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения. Мы, родители, в ответственности за то, как организовано питание наших детей.

Станислав Лобода, помощник врача-гигиениста по гигиене детей и подростков УЗ «Хотимский РайЦГЭ»:
– Питание обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к учреждениям образования. Поэтому очень важно правильно организовать питание детей. Согласно нормативным документам, рацион питания включает в себя весь необходимый набор продуктов. Специально рассчитывается их калорийность и энергетическая ценность, организуется режим питания. Таким образом, обеспечивается суточная потребность в пищевых веществах и энергии у детей примерно на 75-80 %.

Родителям важно помнить следующее: домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион питания. Регулярное питание в УО обеспечивает равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему в учреждениях для детей интервалы между основными приемами пищи должны составлять не менее 3,5 часа и не более 4 часов.

Также еда ребенка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Поэтому в повседневные рационы включены основные группы продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Татьяна Черничкова, педагог СШ № 1:
– Питание обучающихся организуется по установленным Правительством Республики Беларусь нормам питания, на основе примерных двухнедельных рационов питания нашим учреждением образования составляются дневные рационы питания. В нашем учреждении есть следующие категории учащихся по питанию: льготное питание, платное питание – с первым блюдом, без первого, одноразовое, двухразовое, трехразовое питание. 98 % учащихся нашего учреждения обеспечены горячим сбалансированным питанием, большая часть учащихся питается бесплатно, около 190 человек – на платной основе. Вариантность в вопросе питания, которая есть в нашей школе, позволяет учащимся выбрать: кушать только второе блюдо либо комплексно – и первое, и второе. В зависимости от сезонности стараемся разнообразить меню, чтобы в рационе был баланс жиров, белков, углеводов. В осенне-зимний период следим, чтобы в меню было больше фруктов, овощей, мяса.
Правильно и хорошо, если ребенок, идя на занятия, завтракает дома, ведь ко второму-третьему уроку он уже хочет кушать. Можно наблюдать, что дети берут с собой перекус в виде печенья, чипсов, конфет. Это, конечно, не заменит горячего сбалансированного обеда, и родители должны это понимать и объяснять детям. В учреждении образования постоянно проводим анкетирование по вопросам питания, чтобы узнать о предпочтениях наших учащихся. Также в нашем учреждении для некоторых обучающихся организуется диетическое питание.
На сайте нашего учреждения имеется вкладка «Питание», где можно найти актуальную и полезную информацию. В столовой есть стенды, на которых размещены рекомендации по питанию. В школе постоянно проходят мероприятия по здоровому образу жизни, среди которых главный вопрос – организация здорового питания. Учащиеся, начиная с седьмого класса, осуществляют дежурство по столовой. При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питание ввиду их отсутствия в учреждении образования, таким образом в среднем получается 30-35 рублей в месяц. Самое главное в вопросе питания – донести до детей и родителей необходимость сбалансированного горячего питания, чтобы оно не заменялось перекусами.

Ольга ЗАЙЦЕВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
captcha
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: