Темы

Больные на голову. Ученые нашли возможную причину мигрени

При помощи магнитно-резонансной томографии сверхвысокого разрешения исследователи установили, что при мигрени межсосудистые пространства в мозге необычно увеличены и заполнены жидкостью. Как это поможет бороться с головной болью — в материале РИА Новости.

Болезнь половины головы

Приступы при мигрени длятся от нескольких часов до двух-трех дней и могут сопровождаться тошнотой, слабостью, гиперчувствительностью к свету и звукам, онемением конечностей. Примерно у трети пациентов наблюдается аура — кратковременное нарушение зрения или координации, предшествующее приступу. Часто пульсирующая боль сосредоточена в одной половине головы, отсюда и название — от греческого “микрания”, “болезнь половины головы”.
По данным глобального отчета о заболеваниях и травмах за 1990-2010 годы, опубликованного в журнале The Lancet, хронической мигренью в мире страдает более десяти процентов населения — около миллиарда человек. При этом процессы, ее порождающие, до конца не известны, а эффективных лекарств нет. Неслучайно шутят, что за открытие первопричины этого заболевания сразу дадут Нобелевскую премию.

С помощью магнитного резонанса

При исследованиях головного мозга широко применяют магнитно-резонансную томографию (МРТ). Однако пациентам с мигренью ее назначают, только когда есть подозрения на более серьезные заболевания — опухоль, кровоизлияние, аневризму или энцефалит.
“МРТ позволяет визуализировать структуру головного мозга, оценить изменения тканей, выявить и детально изучить новообразования, если они есть, — говорит доктор медицинских наук, профессор Сеченовского университета Наталья Шиндряева. — При мигрени магнитно-резонансную томографию проводят, чтобы исключить другие острые сосудистые заболевания, характеризующиеся сильной головной болью”.
У стандартных аппаратов МРТ с индукцией магнитного поля 1,5 или три тесла низкая разрешающая способность. Возможно, считают ученые, изменения, связанные с мигренью, на них просто не видны.
“Мы не находим ничего специфически мигренозного, — подтверждает врач-невролог Клиники лечения боли ГКБ им. В. В. Виноградова Петр Соков. — Мозг пациента с мигренью ничем не отличается от мозга здорового человека. Нужны более детальные исследования. Ведь мигренью страдают многие”.

При сверхвысоком разрешении

Ученые из Университета Южной Калифорнии воспользовались магнитно-резонансной томографией сверхвысокого разрешения (7T МРТ). Результаты представили на ежегодной встрече Радиологического общества Северной Америки (RSNA).
Оказалось, что у людей с хронической мигренью существенно увеличены периваскулярные пространства (ПВП) вокруг сосудов головного мозга, служащие каналами для внеклеточной жидкости и переноса растворенных в ней веществ. Чаще всего они локализуются в базальных ганглиях — участках, где соединяются нервные волокна, и белом веществе головного мозга, а также вдоль зрительного тракта.
В исследовании участвовали десять человек в возрасте от 25 до 60 лет с хронической мигренью, еще десять — с эпизодической и пять здоровых. Статистический анализ МРТ-снимков позволил сделать вывод, что по сравнению с контрольной группой у пациентов с мигренью значительно выше количество расширенных ПВП в полуовальном центре — центральной области локализации белого вещества под корой головного мозга.
МРТ мозга пациента с мигренью (слева) и участника из контрольной группы (справа). Стрелками показана область полуовального центра с расширенными периваскулярными пространствами
“Расширение периваскулярных пространств нередко наблюдается у больных с неврологической патологией, но механизм этого процесса пока неясен”, — отмечает главный врач Клиники восстановительной неврологии доктор медицинских наук, профессор Ринат Гимранов.
Ранее в некоторых публикациях указывали на связь между увеличением ПВП и такими церебральными заболеваниями, как деменция, болезнь Альцгеймера, инсульт и рассеянный склероз. В качестве первичной причины патологии ученые называли нарушение гематоэнцефалического барьера и воспаление мелких сосудов. Есть также данные, что воспалительные клетки, повреждающие миелиновую оболочку нейронов, атакуют и периваскулярные пространства.

Сбой системы

Ученые предполагают, что расширение ПВП может свидетельствовать о сбоях в работе лимфатической системы головного мозга, использующей периваскулярные каналы для вывода отработанных белков и метаболитов из центральной нервной системы.
Это вполне вероятно, считает заведующий отделением неврологии Европейского медицинского центра кандидат медицинских наук Виталий Акимов.
“Периваскулярные пространства — часть системы транспорта и “очистки” межклеточной жидкости головного мозга, — объясняет он. — При приступе мигрени в результате патологического нервного сигнала высвобождается вещество. В межклеточную жидкость попадают белки и другие компоненты крови, вокруг сосудов отекают ткани. Это нарушает дренаж межклеточных пространств, постепенно их расширяя”.
Механизм возникновения боли при мигрени - РИА Новости, 1920, 19.12.2022
Однако, как отмечают исследователи, пока неизвестно, порождает ли все это мигрень или, наоборот, является ее следствием.
“Учитывая фактор повышенной проницаемости сосудистой стенки и нарушения дренажного пути межклеточной жидкости, можно предположить, что скорее сама мигрень приводит к этому вследствие длительного чередования расширения и сужения сосудов в момент приступа, а также повышенной агрегации тромбоцитов, оборачивающейся ишемией участков головного мозга и гибелью нервных клеток”, — рассуждает Ринат Гирманов.
Ученые планируют в ближайшее время выполнить более длительное исследование с большим числом пациентов, чтобы однозначно сказать, способен ли анализ ПВП стать не только надежным диагностическим признаком мигрени, но и инструментом, помогающим следить за динамикой заболевания и его лечением.