Фотофакт: в Хотимске прошла районная краеведческая конференция “Учитель! Перед именем твоим…”

В Конгрессе заявили, что США не должны направлять миллиарды долларов Украине
22.12.2022
Лукашенко подписал указ о приеме в гражданство 220 человек, в том числе 27 несовершеннолетних
23.12.2022
Показать все

Фотофакт: в Хотимске прошла районная краеведческая конференция “Учитель! Перед именем твоим…”

В Хотимске состоялась районная краеведческая конференция «Учитель! Перед именем твоим…», которую подготовили и провели учащиеся объединений по интересам ЦТДиМ вместе с педагогами Н. И. Ковалевой, А. Н. Щербаковой. Вниманию присутствующих были представлены исследовательские работы о лучших педагогах – участниках Великой Отечественной войны, которые в суровых условиях послевоенного времени получали образование, трудились в непростых условиях, строили школы, проводили большую просветительскую работу среди населения Хотимщины. Теплые воспоминания о педагогах-участниках войны прозвучали в этот день от Тамары Игнатьевны Цветковой, Татьяны Викторовны Коржуковой, Оксаны Викторовны Прудниковой, которые в разные годы были с ними знакомы.

Хроменкова Карина, Малиновский Иван

Почему для конференции мы выбрали именно эту тему, в основе которой жизненный, боевой, трудовой путь педагогов Хотимского района?

Сегодня, в такое непростое, тревожное время, когда рядом с нами нет уже живых участников войны, мы наблюдаем попытки фальсификации истории. У молодого поколения пытаются отнять историческую память, запятнать её и навязать чуждые нашему народу идеалы, которые сводятся порой лишь к потреблению материальных благ.

Особая роль в гражданско – патриотическом, духовно – нравственном воспитании молодежи, сохранении исторической памяти принадлежит учителям.

В годы Великой Отечественной войны тысячи учителей с оружием в руках защищали родину, многие погибли, а те, кто выжил, поднимали страну из пепла, строили школы, учились сами, и “разумному, доброму, вечному” учили своих учеников. Эти педагоги стали высокими профессионалами, наставниками молодежи, оставили яркий след в истории белорусского учительства, в сердцах своих учеников и их родителей. Образы учителей-ветеранов войны и труда – это яркие примеры самозабвенного служения своему Отечеству и профессии. О них должны знать, на них должны равняться, о них мы обязаны помнить.

Результатом нашей работы стали материалы как о жизненном, боевом, трудовом пути педагогов, так и сведения о военном и послевоенном периодах в общественно-политической жизни Хотимского района.

В своем исследовании мы использовали воспоминания родных и близких ветеранов, их коллег, учеников, односельчан,  материалы СМИ, документы военных и личных архивов.

 

Бут – Гусаим Екатерина

Сколько написано книг, картин, песен, снято фильмов, поставлено пьес о Великой Отечественной войне, героях-фронтовиках, партизанах, подпольщиках! И сколько еще будет создано художественных и документальных произведений о самой кровавой трагедии в истории человечества!

Мы восхищаемся подвигом дедов и прадедов, отстоявших свободу родины и мирное небо для нас, своих потомков. Мы преклоняемся  перед всеми, кто погиб и выжил в той страшной войне…

«Из пересказов устных да пожелтевших фото той войны» узнаем мы удивительные истории отдельных людей, семей, истории сел, деревень… Истории учителей – участников Великой Отечественной войны, тех, кто учил наших бабушек и дедушек, кто восстанавливал и  строил школы, города, кто посвятил свою жизнь «разумному, доброму, вечному».

В судьбе учителей, прошедших дорогами войны, отразилась судьба сотен, тысяч педагогов, тех, кому после возвращения с фронта пришлось поднимать страну из пепла, работать с детьми в голодное и холодное послевоенное время, в период «хрущевской оттепели», «брежневского застоя». Несмотря ни на какие перипетии эпохи, педагоги всегда несли свет и радость знаний учащимся, воспитывали их на высоких духовно-нравственных ценностях,  каждый оставался для своих учеников Личностью, Учителем, Человеком, Героем.

А с каким восторгам рассказывают наши бабушки и дедушки  о своих учителях,  с оружием в руках отстоявших мир на нашей земле, завоевавших свободу, право жить, учиться, трудиться для своих детей, внуков, правнуков.

По результатам нашего опроса можно сказать следующее: если ученики еще могут назвать имена земляков – Героев Советского Союза, кавалеров орденов Славы, то об учителях – ветеранах Великой Отечественной войны практически ничего не знают. Сведения о педагогах очень скудны.

В жизни каждого человека образ любимого учителя – это один из самых важных, светлых морально-нравственных ориентиров. Для многих ребят послевоенного поколения учитель был непререкаемым авторитетом,   сиротам заменял погибших родственников, делился последним со своими воспитанниками.

В своей исследовательской работе мы хотим рассказать о лучших педагогах Хотимщины, прошедших  через горнило войны, не раз смотревших в глаза смерти. О педагогах, которые в  суровых условиях послевоенного времени получали образование, трудились в непростых условиях, строили школы, проводили большую просветительскую работу среди населения. Они стали высокими профессионалами своего дела, о чем свидетельствуют их многочисленные награды, наставниками  молодежи и оставили яркий след в истории белорусского учительства.

Это Сотников Иван Андреевич, Лавриненко Свирид (Спиридон) Денисович, Кравцова (Сорокина) Анастасия Павловна, Кравцов Петр Федорович, Аниченко Владимир Васильевич.

 

 Сотников Иван Андреевич

Полунченко Виктория

Мы хотим  рассказать об одном удивительном человеке, про которого узнали, изучая материалы сайта «Память народа».

Архивные документы: личные данные, чернильные записи о его подвигах и наградах, характеристики…– всё вызвало неподдельный интерес к личности этого человека. Так началась поисковая работа о ветеране Великой Отечественной войны, нашем земляке Сотникове Иване Андреевиче.

В книге «Памяць. Хоцімскіраён» в разделе «Вызначыліся працай» (страница 493) скупая, но очень важная информация: «Сотнікаў Іван Андрэевіч, званне заслужанага настаўніка школ БССР прысвоена ў 1968г.». Здесь же, вверху, среди фотографий известных людей, фото И.А. Сотникова.

Сразу же узнаем в нём молодого, бравого старшину-орденоносца, снятого военным фотографом в марте 1945 года. С особым волнением держим в руках эту драгоценную семейную реликвию, которой ровно столько лет, сколько и нашей Победе – 77! Какой бесценный архивный документ! Есть и ещё одна, пожелтевшая, потрескавшаяся от времени фотокарточка, на которой радист Сотников в окопе.

За каждой военной наградой – а их у И.А.Сотникова четыре – личное мужество, храбрость, самоотверженность, о чём свидетельствуют архивные документы. Вот одна из записей: «Старшина Сотников находится в роте со дня формирования дивизии, т.е. с апреля 1942 года, в должности начальника радиостанции при оперативном отделе штаба дивизии. За это время показал себя одним из лучших радистов 1-ого класса. К порученной работе относится исключительно добросовестно и серьёзно.

За время боевых операций при сильном обстреле и бомбёжках с воздуха противником по селу Ямполь, где находился тов. Сотников, работу рации не оставил, а продолжал приём и передачу радиограмм и приказов командования в момент сильного боя за населённый пункт. В последующих боевых операциях: форсирование реки Днепр, взятие города Кривой Рог и форсирование реки Днестр – в момент отсутствия телефонной связи в наступательных боях рация т. Сотникова работала чётко и бесперебойно. Неоднократно ему приходилось сидеть сутками за радиостанцией, выполняя боевое задание командования».

Или вот ещё выдержки из архивных записей: «Начальник радиостанции ст. сержант Сотников в самый напряжённый момент боя – атаки высоты 158.0, когда телефонная связь нарушалась,– переносил радиостанцию на себе по 10-15 км и обеспечивал бесперебойной радиосвязью командование на протяжении всей операции, что давало возможность руководству боем для дальнейшего продвижения дивизии. Тов. Сотников в боях с немецкими захватчиками проявил мужество и отвагу, воодушевлял своим примером остальных бойцов».

В момент прорывной обороны противника в районе южнее города Тирасполь обеспечил бесперебойную радиосвязь начштаба дивизии с командирами полков и одновременно с начштаба корпуса.… Ни разу не имел случая отсутствия связи…»

Настоящий герой Великой Отечественной войны, Иван Андреевич Сотников – заслуженный учитель школ БССР, ветеран труда – всю жизнь оставался очень скромным, неприхотливым человеком, который не рассказывал о своих подвигах, не кичился орденами, медалями, многочисленными грамотами и другими наградами.

 

Новиков Антон

Биография И.А.Сотникова – это биография человека, мужественно и героически пережившего все тяготы войны, внёсшего весомый вклад в нашу Великую Победу. Биография фронтовика, получившего в тяжёлое послевоенное время педагогическое образование, работавшего на ниве просвещения в разных должностях до выхода на пенсию. Эта биография, достойная того, чтобы её знали и помнили земляки.

Родился 25 сентября 1923 года в многодетной крестьянской семье,
Остался рано без отца (отец умер), детей воспитывала мать — Агафья Ивановна. В июне 1941 года окончил Хотимскую среднюю школу. 12 июля 1941 года явился в Хотимский райвоенкомат для отправки в 23 запасной полк связи, где был зачислен курсантом. Обучался до декабря 1941 года, получил военную специальность – радиоспециалист.

В Отечественной войне участвовал с декабря 1941 года по май 1945 года. Военные действия начинал в 3-ем Украинском Юго-Западном фронте на берегах реки Дон. В апреле 1942 года был назначен на должность начальника радиостанции 564 отдельного батальона связи. Проявлял смелость и мужество. В 1943 году был награжден медалью «За
боевые заслуги», за обеспечение командования связью в большой излучине реки Дон. Медалью «За отвагу» награжден 6 ноября 1943 г. за бесперебойное обеспечение связи. Орденом Красной Звезды награжден за участие в боях при освобождении Украины и форсировании реки Днепр в районе
г. Днепродзержинск – 25 июня 1944 года. Орденом Отечественной войны за обеспечение связи при
разгроме Ясско-Кишинёвской группировки немцев в 1944 г. (Юго-Западный фронт. Дальнейшая фронтовая дорога пролегла через территорию
Болгарии. День Победы 9 Мая встретил в освобожденной Болгарии. И там
же был оставлен на прохождение действительной военной службы. В июле 1946 года старшина И.А.Сотников был назначен начальником радиостанции средней мощности

 

 Малиновский Иван

После демобилизации возвращается в свои родные края. В 1949-м году поступает в Витебский государственный учительский институт им.С.М.Кирова и в 1953 г. оканчивает заочное обучение названного института по специальности история. Одновременно с учебой в институте работал. С 24 января 1949г. работает учителем начальных классов Гавриловской начальной школы Хотимского района. 1 августа 1949 г. назначен заведующим Ивко-Слободской начальной школы, а в декабре заведующим Хотимским райпедкабинетом. В этой должности работает в течение двух лет. В 1952 году назначен школьным инспектором Хотимского роно, с сентября 1952 года – директором Беседовичской семилетки Проработал в этой должности 18 лет. В 1960 г. поступает в Могилевский государственный педагогический институт, по окончании которого получает специальность учителя истории и обществоведения. С 1970 г.  по 1983 г., вплоть до ухода на пенсию, работает директором Тростинской СШ.

За свой многолетний труд награждался грамотами Хотимского райкома партии, отделом Хотимского роно, грамотами Могилевского обкома партии, Могилевского отдела образования, Почетной грамотой Министерства просвещения за достигнутые успехи в работе по воспитанию подрастающего поколения, за активное участие в Великой Отечественной войне и в связи с 30-летием Дня Победы. За плодотворный труд, достигнутые успехи в народном просвещении Указом Президиума Верховного Совета БССР от 22 марта 1968 года присвоено звание Заслуженного учителя БССР. Имя его занесено в народную Книгу Памяти выдающихся людей, которые прославили Хотимский район.

 

Хроменкова Карина

Сегодня ученики Ивана Андреевича Сотникова проживают в разных уголках Беларуси и России. В своих воспоминаниях о нем как об учителе и директоре школы они сходятся во мнении, что это был очень добрый, грамотный педагог, наставник молодёжи. Скромный человек, он никого не обременял своими проблемами, был неприхотлив в быту, всегда поддерживал полезные инициативы учеников и учителей.

Рябцева Надежда Ефремовна, делясь воспоминаниями об Иване Андреевиче, признаётся: «Я хорошо знала и ценила этого человека. Сначала он был моим учителем истории, очень эрудированным, все уроки иллюстрировал интересными примерами  из жизни, объяснял материал доходчиво. Позже, когда я работала секретарём Беседовичского сельсовета, узнала Ивана Андреевича уже как депутата и секретаря парторганизации к-за «Искра». Будучи директором школы, он выполнял эту ответственную общественную работу, на которой проявил себя замечательным организатором различных мероприятий. Помню его очень приветливым человеком, знающим проблемы каждой деревенской семьи. Среди односельчан пользовался заслуженным авторитетом и уважением. Жил с семьёй в пришкольной квартире для учителей, не имел никаких предметов роскоши в быту. Все отмечали его скромность и честность. Много сделал для школы как руководитель. Был хорошим семьянином, его дети росли вместе с деревенскими, ничем не выделялись, были вежливыми и воспитанными».

Валентина Алексеевна Сычёва, выпускница Беседовической школы, помнит его не только как учителя, но и организатора, участника школьных вечеров, интересного собеседника.

Цветкова Тамара Игнатьевна, ветеран труда, учитель химии и биологии, проработала в Тростинской средней школе 9 лет, 6 из которых под руководством директора Сотникова И.А. «Никогда никого из учителей не оскорбил, не унизил, ни на кого не повысил голос. Добрейшей души человек. В любых обстоятельствах защищал и отстаивал своих педагогов, учеников, шёл всем навстречу, учитывал жизненные проблемы каждого, сочувствовал и помогал в трудных ситуациях. Бережно относился к молодым педагогам, ценил нелёгкий труд сельского учителя».

 

Лупекина Дарья

Иван Андреевич не любил вспоминать и рассказывать о войне,  но свято хранил в своём сердце память о фронтовых друзьях. В течение нескольких лет он разыскивал их, а потом до конца жизни поддерживал связь со своими боевыми товарищами. В 1973 году в Москве, на Красной площади, состоялась встреча ветеранов 195 Новомосковской Краснознамённой стрелковой дивизии. Фотография хранит память о той встрече ребят-фронтовиков, повзрослевших на 30 лет…

Иван Андреевич Сотников был награждён почётным знаком «Ветеран 195 стрелковой дивизии».

Грамотный учитель, умелый руководитель, честный и порядочный человек, который с большой ответственностью относился к своей работе. Любящий отец, хороший семьянин.… Пройдя через горнило самой страшной войны, Иван Андреевич Сотников остался человеком, достойным почитания и уважения в мирное время. Его дети, внуки, правнуки по праву должны гордиться им. На доме №___ по улице Ленинской размещен баннер «Помним. Чтим. Гордимся», на котором правнуки Ивана Андреевича с его фронтовыми фотографиями.

Могилёвский государственный университет им. А.А. Кулешова, первый этаж главного здания. Каждый день студентов встречают известные выпускники этого вуза. Среди фотографий тех, кто в разные годы окончил это учебное заведение, есть и фото Сотникова Ивана Андреевича – заслуженного учителя Беларуси, ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца, человека сложной, интересной судьбы, в чьей жизни отразилась жизнь целого поколения. Поколения фронтовиков, отстоявших мир на земле, поднявших разрушенную страну из пепла, сеявших «разумное, доброе, вечное», явивших нам достойный пример мужества, героизма, чести, честности, личной скромности.

 

Лавриненко СвиридДенисович

Полунченко Виктория

Мы хотим рассказать о человеке, чья жизнь является ярким отражением биографии страны, нелегкой судьбы нашего народа. Речь пойдет об учителе, оставившем заметный след, благодаря редкому по силе воздействию своей личности, на несколько поколений коллег, учеников, их родителей – всех, кто испытывал радость общения с ним, знал его или слышал о нем, был воспитанником его учеников.

Свирид Денисович Лавриненко родился в 1906 году в простой многодетной семье. Родное село Боханы, с которым связана почти вся жизнь этого удивительного человека, раскинулось на правом берегу реки Беседи, окаймленной лесом с противоположной стороны. Живописная природа, народная среда с ее традициями, духовно – нравственными ценностями, крестьянский труд – все это формировало личность будущего учителя.

Окончив в 1917 году церковно-приходскую школу (это был последний ее выпуск), занимался земледелением, работал  шахтером в Донбассе, проходил службу в рядах Красной Армии, участвовал в создании колхоза «Чырвоны маяк», но всегда мечтал быть учителем.

С детства отличала его постоянная жажда чтения, возможно, поэтому, как вспоминает дочь Лидия Свиридовна, «он не любил время, когда ткали в избе на кроснах, уходил или уезжал куда-нибудь». А с каким вдохновением читал он по вечерам своим сестрам, слепому брату Филиппу, которых безмерно жалел.

Продолжить образование  он смог, уже будучи семейным человекам, сначала на рабфаке в г.Горки, а затем в Оршанском учительском институте, студентом которого он стал в 30 лет. Его стремление к знаниям – это страстный порыв, преодолевший «сопротивление семьи и муки голода», ощущение которого было «естественным состоянием» в годы учебы на рабфаке и в институте.

В науку вгрызался, за нее хватался, как изголодавшийся за кусок  хлеба. Поэтому первый день учительской  работы  (1938  год)  был воспринят  как  большой  светлый праздник, к которому готовился всю жизнь. Потому и не было в его работе и поведении крайностей, а были подлинная интеллигентность, естественность и благородство, дополняемые  любовью к детям, большим интересом к профессии.

Участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию, готовился к финской военной кампании.

За месяц до начала Великой Отечественной Свирид Денисович, будучи в то время офицером запаса, был призван в армию. Встревожила тишина последних предвоенных дней, показалась зловещей, угнетающей, когда он находился в военном лагере «Друть» в составе отдельного батальона связи 161-ой стрелковой дивизии. Участие в обороне Минска, прорывы из окружения, муки плена – вот скупые строки его военной биографии.

“По слепой случайности не был убит, когда вокруг все были мертвы,- писал Свирид Денисович в своей «Семейной хронике». По такой же    слепой случайности, наперекор всяким биологическим законам, выжил в плену, попытки бежать из которого оказались неудачными.

Выпало на долю умирать годы, мучительно, медленно и неизбежно, вместо того, чтобы умереть за несколько минут на поле боя».

Дочь Свирида Денисовича, Лидия Свиридовна, вспоминает о том, как отец возвратился с войны:

«Возвращался домой в 1946 году, в немецкой шинели и разбитых ботинках. В Орше, где он ждал поезда, его остановил дежурный по вокзалу и завел в комендатуру. Офицер комендатуры очень внимательно осмотрел задержанного, поговорил с ним, понял, что задержанный – человек культурный, образованный, участник войны, а потом приказал дежурному купить Свириду Денисовичу билет, посадить в поезд и отправить домой, до станции «Коммунары».

 

Тищенко Кристина

Сколько раз ученики и коллеги Свирида Денисовича мысленно благодарили его за то, что выжил в той войне и вернулся к святому делу обучения и воспитания детей!

В первые послевоенные годы работал завучем Юзефовской 7-летней школы, откуда впоследствии был переведен в строящуюся растущую Бохановскую среднюю школу, где и трудился 22 года бессменным завучем     до выхода на пенсию.  С 1949 по1952  год– трудное  время строительства школы, самое непосредственное участие в котором принимал Свирид Денисович: был и плотником, и грузчиком, и лесорубом.

Ее открытие в1952 году стало настоящим праздником для детей, родителей и учителей. Свирид Денисович с головой окунулся в методическую работу: сплачивал учительский коллектив, совершенствовал      свое педагогическое мастерство, много работал с коллегами над улучшением качества образования.– На педсоветы мы шли, как на  праздник. Школа работала в дне смены, и совещания начинались поздно.   Но никто не роптал и не торопился домой. – вспоминает Вера Федоровна Чаусова – его ученица и коллега.

Сама внешность Свирида Денисовича внушала трепетное уважение. Всегда просто и аккуратно одетый, опрятный, подтянутый, он шел неторопливо,  но уверенно и четко, так же, как и говорил: спокойно, ясно, конкретно, никогда не повышая голоса, ни при каких обстоятельствах. К ученикам всегда обращался на «вы».

Вел он уроки русского языка и литературы только в выпускных классах, и учащиеся, едва успевавшие на «3», у него подтягивались до крепких – четверок, а то и пятерок. «Уроков его ждали, боялись опоздать, так как могли пропустить что-нибудь интересное.

Уроки литературы пробуждали в учениках самые благородные порывы, учили мыслить и чувствовать. Они всегда были содержательны и эмоциональны.

Бывший директор  средней  школы № 2 г.п. Хотимска Антонина Петровна Кравцова (выпускница Бохановский средней шкоды 1966 года) всегда  с восторгом отзывается о своем учителе, благодаря  которому  она стала филологом:

«Свирид  Денисович учил нас умению читать текст, замечать    каждую деталь. Он обладал удивительным талантом словесного рисования. Мы, ученики, казалось, воочию видели героев произведений, жили их жизнью, любили или ненавидели персонажей. Я до сих пор помню, как выглядела нежная белая лилия, которой любовалась Ульяна Громова – героиня романа А.Фадеева, молодая гвардия».

Свирид Денисович был снисходителен к шалостям детей, хотя достаточно было его взгляда, чтобы умиротворить школьника.

Его отношения с коллегами были образцом корректности и предупредительности. К его    мнению всегда прислушивались, ценили и уважали.

 

Малиновский Иван

В быту был неприхотлив, довольствовались с женой и детьми малым.   Пищу любил простую, крестьянскую. Вечером, особенно зимой, в грубочке  пек картофель,  ел  его  с  сырой капустой  или солеными грибками.  Любил Свирид Денисович пройтись с плугом  или  за бороной по своей полоске, не  перепоручая эту работу никому, а в сенокос  вместе с колхозниками делал   широкие прокосы на лугу, на  лесных делянках.

Природу он любил трогательно и по-хозяйски. «Выписал как-то Свирид  Денисович, дрова, – вспоминал лесник Костров Николай Алексеевич. – Пришел в делянку и бережно начал выбирать сухостой, чтобы ни одно молодое деревце, ни одну здоровую ветку не погубить. Наткнувшись на лосенка-младенца, нечаянно спугнув его, горевал, что тот побежал не за матерью, и по-детски радовался, когда мать-лосиха нашла своего несмышленыша».

С односельчанами, и пожилыми и молодыми, был  одинаково вежлив, внимательно всех выслушивал, всегда оказывал поддержку, боялся  обидеть человека.

Если его, стоящего в очереди за чем-нибудь, старались пропустить вперед, Свирид Денисович застенчиво улыбался, благодарил и всегда вежливо отказывался.

Любимым занятием после работы по дому было чтение, без которого не мог прожить и дня. Мыслил на уровне своего времени, опережая его в нравственном отношении.

Последователями Свирида Денисовича стали многие его ученики, среди которых Коржукова Клавдия Анисимовна. Семочкина Анна Никитична, Чаусова Вера Федоровна. Кравцова Антонина Петровна, Рябцева Ульяна Ефимовна – все они трудились рядом со своим учителем, чувствовали его внимание, поддержку, испытывали радость общения с великим местером.

Две дочери Свирида Денисовича также продолжили его дело: Анастасия Свиридовна преподавала русский язык и литературу в Тростинской средней школе Хотимского
района, а Лидия Свиридовна стала географом (в настоящее время проживает в г.Бресте,, где в строительном институте преподавал ее муж– профессор,
кандидат технических наук Андрейков Петр Андреевич– ученик Свирида
Денисович, считавший его своим наставником и отцом). Десятки
учеников Лавриненко С.Д. стали учителями математики истории,физической культуры, трудового обучения. Некоторые из них возвратились в родную школу, где проработали до пенсии, подготовили десятки будущих педагогов.

Он избирался делегатом на второй учительский съезд, выступал на областных читательских конференциях, встречах с ветеранами педагогического труда, принимал активное участие в общественной работе. Среди многочисленных наград медали, грамоты, орден Отечественной войны II степени.

Сам же Свирид Денисович считал, что «высшая награда, счастье для учителя, если воспитанники выбирают правильный жизненный путь».

Свирид Денисович Лавриненко постоянно занимался краеведческой работой, писал очерки о родной деревне Боханы, которые печатались на страницах районной газеты «Шлях Кастрычніка».

Лавриненко С.Д. был учителем нескольких поколений учеников. Он  продолжает оставаться им и сейчас, живя в памяти детей и внуков своих воспитанников.

 

Кравцова (Сорокина) Анастасия Павловна

Бут – Гусаим Екатерина

Всякий раз, когда я слышу строки стихотворения Аркадия Кулешова «Комсомольский билет», мне представляется Анастасия Павловна Кравцова замечательный учитель  истории из талантливой педагогической династии Кравцовых. Как реликвия хранится в семейном архиве её комсомольский билет, выданный в 1940 году.

Анастасия Павловна преподавала историю не только по учебникам, газетам и журналам. Многие города Советского Союза, памятные места посетила она со своими учениками, побывала с ребятами на полях сражений, там,где лесными тропами пробиралась она вместе с товарищами по оружию в тыл врага. Она учила детей любить свою землю, свой народ, развивала чувство исторической памяти. Вместе с учениками собрала богатейший краеведческий материал об истории колхоза «Чырвоны маяк». Горько осознавать, что сегодня уже нет такого колхоза, остались невостребованными уникальны свидетельства о жизни жителей села.

14 лет назад, 1 октября, в День учителя, тихо ушла из жизни Анастасия Павловна. Привыкшая мужественно переносить все невзгоды, она, ветеран партизанского движения, вписала свою страницу в историю родного края, оставив о себе добрую, светлую память. В свои 85 Анастасия Павловна была полна задора, оптимизма и бодрости духа. «Старая гвардия!»- с любовью и уважением говорили о ней родные, близкие, ее бывшие коллеги и ученики.

По жизни большая активистка, до войны она возглавляла комсомольскую организацию в деревне Боханы Хотимского района, где в 1921 году родилась и жила. Педагогом же работала  в школах соседних деревень –Павловке, затем Юзефовке.  И только после войны, с середины   50-х и до выхода на заслуженный отдых, она трудилась в родной школе.

Во время войны была связной партизанского отряда «Большевик», которым командовалН.М. Овчинников.Она получала задания и вместе с подругами распространяла среди населения окрестных деревень листовки о положении дел на фронтах. Одна из связных, Максименко Серафима Васильевна, впоследствии стала учителем белорусского языка  и долгое время работала с Анастасией Павловной в родной Бохановской  школе.

Под предлогом что-то купить у немцев она посещала полицейский участок, который находился в Боханах, узнавала нужную информацию, а потом передавала сведения в партизанский отряд.

С течением времени полицаи стали подозревать девушку в связи с партизанами. Сосед Анастасии Павловны  И. И. Зубачев успел предупредить  о предстоящей облаве. «Вместе с подругами Антоненко Марией и Максименко Серафимой огородами ушли в партизанский отряд, базировавшийся в районе д. Ботаево, а спустя полчаса после их ухода в дом нагрянули немцы и полицаи, избили бабушку и младшую сестру мамы, пытаясь узнать, где дочь-комсомолка», – рассказывает А.П. Кравцова, дочь Анастасии Павловны.

Было это в начале сентября 1943 года. 26 сентября советские войска освободили районный центр Хотимск.

Вот как об этом вспоминала Анастасия Павловна Сорокина: «В районе лесной деревни Михалин, что километрах в пятнадцати от Хотимска, партизаны встретились с солдатами Красной Армии. Сколько  радости было и слез!

Командир отряда «Большевик» Николай Михайлович Овчинников был назначен секретарем Хотимского райкома партии. Мы же, местные девчата из его отряда, остались в районе, чтобы помогать в восстановлении колхозов.

По возвращении в родное село начала работать в школе, оставаясь  секретарем колхозной комсомольской  организации. Проводили собрания, организовывали  подписку на газеты, собирали посылки и отправляли на фронт, участвовали в посевной и уборочной кампаниях, помогали одиноким женщинам, старикам. С фронта приходили похоронки, и мы, как могли, утешали матерей, вдов, сестер, детей.

Я свято верила в идеалы коммунизма, была верной комсомолкой, берегла свой комсомольский билет, который пронесла чрез всю войну.Этот билет как символ преданности своей родине и народу, преданности всего нашего поколения – «старой гвардии» – всегда со мной».

В 1946 году Анастасия Павловна вышла замуж за бывшего фронтовика Кравцова Петра Федоровича, которого ждала всю войну. Вместе с ним они  долгое время  работали учителями Бохановской средней школы. Вырастили троих достойных  детей, которые получили высшее образование, двое продолжили дело своих родителей – стали педагогами.

 

Кравцов Петр Федорович

Хроменкова Карина

Петр Федорович Кравцов ушел из жизни в 1971 году в возрасте 52 лет, но память об этом прекрасном учителе и человеке живет в сердцах его учеников,коллег,  односельчан …

«В конце учебного года, посадив нас на школьный грузовик, вез на экскурсию по родным местам, рассказывал о производстве дегтя и скипидара на Михалине, о лесопильном заводике и видах его продукции. В лесу Петр Федорович озвучивал малые географические названия: Зарецкое, Кружалкина, Рудое, Крестовая, Тростина, попутно рассказывая какие-нибудь легенды или историю происхождения названия. Побывав у Святого озера, возвращаемся в село, заглядываем в сепараторскую, где производили первичную переработку молока, казеин, и останавливаемся у колхозной кузницы. Кузнец Траханов П.Н. с помощью Петра Федоровича рассказывает о технологии кузнечного дела  о союзе металла, огня и воды. Десятки раз проходили мимо этих кустарных заведений и не подозревали, что они востребованы хозяйством, страной, что это малые винтики большого государственного механизма», – рассказывает Чаусова Вера Фёдоровна, его ученица.

Не было в школе и на селе более легендарной личности, более талантливого учителя! Мел, доска, меткое слово – вот и все «инновации». Но юные химики Бохановской школы имели такие глубокие знания по предмету, и в области,где они на олимпиадах занимали призовые места, всегда удивлялись: откуда такие результаты у ребят из провинции?

Его обожали дети и боготворили коллеги,  к нему, как к высшему авторитету, обращались за советом родители учеников, односельчане. Но никогда  даже тень тщеславия не коснулась этого человека: всю жизнь он оставался скромным, неприхотливым, в то же время веселым, с тонким чувством юмора, доброй душой и отзывчивым сердцем.

«Неоднократно отца приглашали на работу в областной институт усовершенствования учителей, но он неизменно отказывался, считал должность учителя своим призванием», –  воспоминает  Антонина Петровна.

 

Лупекина Дарья

О войне не любил вспоминать, но однажды признался своим ученикам, что на пути от Москвы до Берлина под ним сгорело 12 машин.  «Признавался, что слишком тяжело и больно говорить о тех, кто погиб, ценой своей жизни спасая не раз и его. Он отмечал особые в его жизни даты: дни выхода из окружения, бои под Москвой, взятие Берлина, освобождение советских военнопленных… День Победы в семье всегда был особенным праздником, со слезами на глазах», – делится воспоминаниями его дочь Антонина Петровна.

В партию вступил на фронте. Служил  водителем, подвозил на  полуторке снаряды, продукты питания, обмундирование. На войне  всякое случалось: порой наша артиллерия стреляла по своим же колоннам. Петр Федорович как-то вскользь рассказал об одном казусе.

Было это под Брестом. Наши наступали, а он ехал по территории, на которой уже не было немецких войск, вез снаряды.  Артиллерия не успела получить  сведений о районе, освобожденном от фашистов,  и «катюши» начали стрелять по своим полуторкам. Петр Федорович успел выскочить из машины и прыгнуть в реку Мухавец. Горело все вокруг! А он долгое время стоял в холодной воде, пока не закончился обстрел.

С войны возвратился старшиной. О том, что у него есть военные награды, никому не рассказывал. Во время пожара, в котором сгорел дом Петра Федоровича, чудом  удалось спасти лишь кое-какие документы. Сегодня в семейном архиве Кравцовых хранятся уцелевшие удостоверения к  медалям «За оборону Москвы» и  «За боевые заслуги».

После Великой  Отечественной войны Петр Федорович трудился в Хотимском райкоме, а затем был переведен в Гродненский обком партии, где работал инструктором сельхозотдела, отвечал за создание  колхозов в Западной Белоруссии. Неспокойное это было время: банды «лесных братьев» представляли серьезную угрозу для безопасности  республики.

Петр Федорович Кравцов постоянно бывал в разъездах, проводил на хуторах собрания. Обстановка была напряженная, поэтому всегда в правом кармане носил пистолет.

Однажды поздней осенью на хуторской сходке случайно посмотрел в окно – оттуда прямо на него был  наставлен пулемет «максим».  Секунда -и Петр Федорович вытаскивает из кармана пистолет, стреляет в керосиновую лампу. В это мгновение его уже хватают за полы тулупа (спасло то, что тулуп был расстегнут, и его легко сорвали с плеч).

Чудом удалось выбраться из помещения, скрыться в лесу. Без верхней одежды, продрогший,  добрался он до ближайшего населенного пункта, постучал в окно дома председателя сельского совета. Услышал: «Хозяина нет, ушел на охоту». «На какую охоту, ведь ночь уже?»– спрашивает удивленный Петр Федорович  и слышит в ответ: «Охота на Кравцова».

Да, сложное было время: не разберешь, где свои, а где чужие. Порой  в течение ночи приходилось менять ночлег в 2-3 домах, потому что постоянно преследовали бандиты.

Как-то засиделся Петр Федорович до полуночи в одном  из райкомов Гродненской области, составлял отчет. Решил здесь же и заночевать. Поздно ночью сначала постучали, а затем начали выламывать дверь. Пришлось прыгать со второго этажа и бежать. Банды «лесных братьев» действовали в тех местах  до начала 70-ых.

В Гродненском обкоме партии Петр Федорович работал в то время, когда его возглавлял С.О. Притыцкий. В некоторых взглядах на политику партии и правительства они разошлись, и  Петр Федорович из принципиальных убеждений «отдал свой партбилет». Ему предлагали восстановиться в рядах партии, но он отказался. Больше в компартиюне вступал и не любил вспоминать о времени работы в Западной Белоруссии. Возможно, если бы  сложилась его судьба по-другому, мы не узнали бы необыкновенно талантливого, прекрасного учителя, старейшего из педагогической династии Кравцовых.

 

Аниченко Владимир Васильевич

Лепкина Ксения

Аниченко Владимир Васильевич — белорусский языковед, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки БССР. Родился 20.07.1924 г. в д. Яновка, Хотимского района Могилевской области. Белорус, из крестьянской семьи. В 1941 году окончил Хотимскую среднюю школу. В начале Великой Отечественной войны помогал колхозу эвакуировать общественный скот в Курскую область. Вернувшись домой, оказался на оккупированной территории, где проживал до 1942 года. В этом году был угнан на работу в Германию. На каторжных работах находился сначала в Польше, затем в Австрии и Чехословакии. В Чехии удалось совершить побег в Орлицкие горы и связаться с партизанами. В 1943 – 1945 годы Владимир Васильевич был разведчиком чешского партизинского отряда «Эда». После соединения с частями Советской Армии, в 1945 – 1946 годах, служил в ее рядах.

За боевые заслуги награждён орденами Отечественной войны II степени, медалями.

После демобилизации В.В. Аниченко работал в редакции газеты «Заря» Волковысского района Гродненской области. В 1951 году окончил Белорусский государственный университет, в 1955 – аспирантуру института языкознания АН БССР и был оставлен здесь на работу младшим научным сотрудником. С 1956 года – кандидат филологических наук, с 1958 года – старший научный сотрудник. Доктор филологических наук (1970), профессор (1971).

В 1970 – 2001 годы работа Владимира Васильевича была связана с Гомельским государственным университетом им. Ф.Скорины. За успешную работу по подготовке кадров и вклад в развитие белорусского языкознания он был удостоен звания «Заслуженный деятель науки Белорусской ССР». В 1976 году ему было присвоено звание «Почетный профессор Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины».

На счету свыше 200 научных трудов, в том числе 18 отдельных изданий, опубликованных не только у нас, но также в Чехословакии, Польше, Болгарии, Великобритании. Главный редактор межведомственного сборника «Беларуская мова», член гуманитарной секции Фонда фундаментальных исследований Беларуси и член совета по присуждению учёной степени доктора филологических наук при Белорусском государственном университете. За комплекс работ «Скарыніяна» (1966 -1988 гг.) был удостоен звания лауреата Государственной премии БССР. В 1993 г. в ГГУ, благодаря его стараниям, был открыт музей-лаборатория Ф. Скорины. Почётный член британского общества белорусского языка, был делегатом Международного съезда славянистов в Болгарии, представлял белорусскую науку на международных конференциях, совещаниях, симпозиумах в Польше, Чехословакии и других странах. В 90-е годы совмещал университетскую деятельность с работой в Минске на должности старшего научного сотрудника Национального научно-просветительного центра им. Ф. Скорины. Умер 02.02.2001 г.

 

Хроменкова Карина, Малиновский Иван

В памяти белорусского народа никогда не забудется такое событие, как Великая Отечественная война, 77 годовщину Победы в которой весь наш народ отметил в 2022 году. Нам, подрастающему поколению, правнукам победителей, необходимо сохранить историческую память о самой страшной трагедии, которую пережило человечество.  Пройдет немного времени – и уже в живых не останется ни одного ветерана, но память о каждом погибшем и выжившем в той войне должна передаваться из поколения в поколение, чтобы подобное никогда не повторилось.

Выбранная нами тема исследовательской работы не только актуальна, но и познавательна, интересна и имеет практическую значимость. Для каждого человека учитель ассоциируется с чем-то важным, светлым, добрым. Педагог – это интеллектуальный,  эрудированный, творческий человек, который помогает определить жизненный выбор своих учеников, формирует личность каждого, прививает любовь к родному краю, природе, людям. В народе не случайно говорят, что войны выигрывают не генералы, а учителя, потому что именно педагоги воспитывают будущих героев.

Учителя, которые прошли фронтовыми дорогами и партизанскими  тропами с оружием в руках, – люди особенные, мужественные, о таких говорят, что они «соль земли». Эти педагоги пользовались заслуженным авторитетом среди коллег, учеников, их родителей, односельчан, снискали славу лучших по профессии, мудрых, справедливых, но очень скромных учителей. На них всегда равнялись молодые педагоги, большинство из которых были их учениками, а потом с честью продолжили дело своих любимых учителей – участников Великой Отечественной войны.

На плече учителей военного и послевоенного поколения легли заботы по восстановлению страны, строительству школ, обучению детей, многие из которых остались сиротами, росли в голоде и холоде. Учителя заменяли своим воспитанникам отцов и матерей, учились сами и в непростых условиях учили детей. Такие педагоги, как Сотников И.А., Лавриненко С.Д., Кравцова А.П., Кравцов П.Ф., Аниченко  В.В., научили детей любить свое Отечество, природу, жизнь, труд, ценить дружбу, беречь память о войне, быть честными, справедливыми.

Работая над раскрытием задач, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что историческая память об учителях – ветеранах остается жива и по сей день. Никто не забыт, ничто не забыто…

При сборе материалов, в беседах с родственниками, бывшими учениками, коллегами, односельчанами педагогов – ветеранов Великой Отечественной войны – мы чувствовали боль, горечь, тревогу за пережитое ими, а также испытывали чувство гордости за таких замечательных учителей, которых безмерно уважали все, кто встречался на их жизненном пути.

Молодое поколение должно знать участников Великой Отечественной войны нашего района, в т. ч. учителей, отстоявших мир на земле. Вспоминая таких педагогов, как Сотников И.А., Лавриненко С.Д., Кравцова А.П., Кравцов П.Ф., Аниченко  В.В., мы говорим:

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени…

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
captcha
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: