Нужно ли поощрять ребенка за каждую хорошую оценку? Отвечает педагог начальных классов СШ № 2
Ваш ребенок давно не малыш, вот только вчера он пошел в первый класс, а уже сегодня каждый день приносит домой оценки плохие и хорошие. Но как определить, какая оценка плохая, а какая хорошая? Ведь кто-то учится на одни десятки, а ваш с трудом читает на 7 баллов. Все актуальные вопросы о восприятии оценок детьми и родителями корреспондент «ШК» задал опытному педагогу начальных классов СШ № 2 Елене Войтенко (на фото).
– В нашей жизни мы часто сталкиваемся с принципом оценок. Будь то сад, школа, университет, работа. Наверняка каждый за свой труд ждет оценку, и если вас похвалил начальник – это приятно. Так и в школе, малыш приступает к учебе и начинает получать оценки, а она несет в себе много функций – контроль и информация о его успеваемости, статус в обществе, воспитывающая функция и многие другие. В первую очередь каждый родитель должен понимать, что не все дети могут учиться на одни десятки и не по всем предметам. Требовать от своего ребенка завышенных успехов не стоит, но в то же время и пускать учебу на самотек нельзя. Если он получил за четверть 5, обсудите этот вопрос и решите вместе, что в следующей четверти нужно поработать больше и получить 6.
– Как реагировать, если школьник принес двойку?
– Плохие оценки могут встречаться в жизни каждого, у кого-то реже, у кого-то чаще. Конечно, не стоит школьника ругать, но и оставлять без внимания такую ситуацию не нужно. Обсудите и выясните причину этой оценки, помогите разобраться в сложившейся ситуации. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми или с собой в детстве. Единственный, с кем его можно сравнить – это он сам. Приводя пример, что в прошлый раз по этому предмету была хорошая оценка, а сейчас плохая, либо наоборот похвалить, когда он принес оценку выше, написал красивее в тетради, лучше прочитал текст и т. п.
– Знаю, что многие родители поощряют своих детей за оценки. Как вы к этому относитесь?
– Поощрения могут быть разными. Хорошим примером может стать поездка в летний лагерь или на детский спектакль, если ребенок хорошо закончил четверть, или серьезный подарок в виде роликов за работу в четверти. Считаю уместным поощрять маленькими подарками ребенка за короткие периоды успеваемости, ведь ждать целую четверть малышу тяжело, а поощрение в виде нового блокнота или машинки за успешную неделю вполне приемлемо. А вот поощрять за каждую хорошую оценку сложно, ведь хорошо учиться в рамках способностей ребенка – это его прямая задача, а не зарабатывать бонусы родителей. К сожалению, с обязанностями у детей в наше время много проблем…
– Как простимулировать ребенка ответственно подходить к учебе?
– Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет понимал, что такое обязанности. К сожалению, в наше время дети совершенно их не имеют. А ведь именно они помогают ему быть дисциплинированным и более ответственным. Такие простые домашние задания как уборка своей комнаты, мытье посуды, уход за цветами и домашними животными, помощь в огороде родителям помогают детям легче справляться с учебой, они меньше устают на занятиях и более ответственно подходят к учебе.
Эльмира КАРПОВА